На месте взрыва легкового автомобиля у Насыр-Кортовской мечети в Назрани, 11 марта 2016 года
© РИА Новости / Саид Царнаев
На месте взрыва легкового автомобиля у Насыр-Кортовской мечети в Назрани, 11 марта 2016 года В докладе Международной кризисной группы утверждается, что накануне Олимпиады в Сочи российские силовые структуры открыли границы для местных радикалов, чтобы дать им возможность выехать за пределы Северного Кавказа
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На месте взрыва легкового автомобиля у Насыр-Кортовской мечети в Назрани, 11 марта 2016 года
© РИА Новости / Саид Царнаев
 
 
 
В докладе Международной кризисной группы утверждается, что накануне Олимпиады в Сочи российские силовые структуры открыли границы для местных радикалов, чтобы дать им возможность выехать за пределы Северного Кавказа
Global Look Press
 
 
 
В итоге к ИГ присоединились сотни жителей региона и выходцев с Северного Кавказа в европейских и ближневосточных диаспорах
Global Look Press

За последние два года на Северном Кавказе резко снизился уровень насилия, что частично объясняется передислокацией большинства радикалов из региона в Ирак и Сирию, где они примкнули к боевикам террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, ДАИШ, запрещена в РФ). Для того чтобы остановить поступление серьезного подкрепления ИГ со стороны Северного Кавказа, российским властям необходимо выработать стратегию дерадикализации. Об этом говорится в опубликованном в среду, 16 марта, докладе "Джихад на экспорт? Северокавказское подполье и Сирия" Международной кризисной группы (ICG) - некоммерческой частной организации, занимающейся мониторингом проблемных регионов.

В докладе отмечается, что положение боевиков, ведущих вооруженный джихад на Северном Кавказе, качественно изменилось в период подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи. Тогда российские силовики разгромили и парализовали деятельность джихадистской организации "Имарат Кавказ" (запрещена в РФ) на фоне укрепления набиравшего популярность "пятизвездного джихада" ИГ.

Утверждается, что накануне Олимпиады российские силовые структуры открыли границы для местных радикалов, чтобы дать им возможность выехать за пределы Северного Кавказа. В итоге к ИГ присоединились сотни жителей региона и выходцев с Северного Кавказа в европейских и ближневосточных диаспорах. В результате "экспорта" джихада с Северного Кавказа на Ближний Восток у России появились новые враги, а конфликт из регионального разросся в глобальный, констатируют эксперты.

Одновременно в России началось "активное наступление" на умеренных салафитов, особенно в Дагестане. В Чечне политика в отношении салафитов традиционно еще жестче, отмечается в докладе. Что касается других кавказских республик, в Ингушетии и Кабардино-Балкарии ситуация иная. Так, ингушский лидер Юнус-Бек Евкуров ведет неконфронтационную политику, пытаясь консолидировать верующих. В КБР фундаменталисты тоже не жалуются на притеснения со стороны силовиков. По мнению многих северокавказских салафитов, отправиться на вооруженный джихад в Сирию выходцев из региона побуждают религиозные убеждения, говорится в докладе.

Отметим, что летом прошлого года российские журналисты писали о том, что в Дагестане местные сотрудники ФСБ оказывают содействие участникам бандподполья в их отправке на территорию Сирии для участия в боевых действиях на стороне террористов. Тогда сообщалось, что местные жители дагестанских сел поддерживают такую политику, потому что в их регионе становится спокойнее.

"Они хотят воевать - пусть воюют, но только не здесь. Это не сделка, не слабость, это своего рода эксклюзивные спецоперации, и я их только приветствовал", - рассказывал в прошлом году журналистам глава села Новосаситли Хасавюртовского района Ахъяд Абдуллаев.

В конце прошлого года эксперты и сотрудники правоохранительных органов Дагестана сходились на мнении в том, что обстановка в регионе может поспособствовать росту популярности ИГ. Они отмечали, что существует потенциальная угроза возвращения в республику тех жителей, которые присоединялись к террористическим формированиям в последние годы при потворстве спецслужб.

Чиновники утверждают, что пристально следят за всеми, кто возвращается из Сирии. Дагестанские власти даже пытались зарегистрировать всех последователей салафизма, радикальной ветви суннитского ислама, взяв у них отпечатки пальцев и образцы ДНК.

Рекомендации властям РФ: создать программы по дерадикализации, заняться молодежью и наладить диалог с фундаменталистами

Авторы доклада дают рекомендации различным ветвям власти РФ для снижения потока радикалов, желающих присоединиться к ИГ. По мнению экспертов, России необходимо выработать стратегию дерадикализации, "объединив интеллектуальные ресурсы из разных областей и дисциплин". Важно также создать контролируемые и безопасные каналы для возвращения к мирной жизни и программы, направленные на предотвращение радикализации в тюрьмах.

Как считают авторы доклада, самым мощным оружием против вербовщиков могут стать рассказы тех, кто вернулся на родину, бежав от боевиков и разочаровавшись в экстремистских идеях.

Для искоренения первопричин радикализации эксперты советуют правительству Российской Федерации признать, что этому способствуют неразрешенные конфликты; активно устранять эти факторы при помощи демократических процедур и установления верховенства права, обеспечения социально-экономического развития, улучшения качества образования.

Властям предлагается прилагать усилия для организации диалога между приверженцами традиционного ислама и фундаменталистами; повысить качество работы следственных органов, активнее выявлять коррупцию и экономические преступления; расследовать заявления о серьезных нарушениях прав человека.

По мнению авторов доклада, большое внимание следует уделять досугу молодежи и поощрению самореализации молодых людей. Властям также следует "выработать продуманные и тонкие методы противодействия радикальному влиянию из-за рубежа", говорится в документе.

Для предотвращения дальнейшей радикализации правительству РФ рекомендуется "справедливо и в рамках закона" привлекать к ответственности "раскаявшихся" джихадистов, возвращающихся с Ближнего Востока, поощрять их добровольный вклад в антиэкстремистскую пропаганду более мягкими приговорами. Как считают эксперты, следует различать законопослушных фундаменталистов от экстремистов, в связи с чем надо прекратить репрессии в отношении умеренных салафитов, особенно в Чечне и Дагестане.

Национальному антитеррористическому комитету (НАК) даются рекомендации для содействия дерадикализации развивать "мягкие методы противодействия вооруженному подполью", включая создание программ выхода для "раскаявшихся" радикалов, не участвовавших в тяжких преступлениях, привлечение к сотрудничеству родственников боевиков и лидеров умеренных фундаменталистов.

Эксперты ICG считают, что российским властям необходимо создать исследовательскую группу по дерадикализации с участием независимых экспертов, представителей правоохранительных органов и силовых структур, представителей общественности и религиозных деятелей. Рекомендуется также усилить сотрудничество и обмен информацией с другими странами - ЕС и Турцией, которая стала популярным направлением для российских джихадистов, использующих ее для транзита в Сирию.

"Бесстрашные чеченцы" быстро продвигаются в военной иерархии ИГ

Напомним, российские власти неоднократно подтверждали сведения, что в рядах ИГ воюют выходцы из РФ, в основном с Северного Кавказа, причем цифры назывались разные. Так, в сентябре прошлого года глава МВД России Владимир Колокольцев сообщал, что в рядах ИГ - 1,8 тыс. россиян. В свою очередь, первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов утверждал, что ведомство располагает данными о том, что в деятельности группировки принимают участие 2,4 тыс. россиян.

Президент Владимир Путин, сообщая о начале операции российской группировки в Сирии, отмечал, что так как в рядах ИГ сражаются тысячи выходцев из европейских государств, России и постсоветских стран, "не надо быть специалистом по этим вопросам, чтобы понять: если они достигнут успеха в Сирии, то неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию".

В октябре на заседании Совета глав государств - участников СНГ Путин сообщил, что в ИГ, по разным оценкам, входят 5-7 тыс. выходцев из РФ и других стран Содружества. Тогда же боевики ИГ объявили джихад России. ИГ взяло на себя ответственность за уничтожение российского самолета над Синаем 31 октября, когда погибли 224 россиянина, возвращавшихся из Египта, и за два теракта в Дагестане.

В докладе ICG говорится, что, по официальным данным, на территории Сирии и Ирака в боевых действиях участвуют 2900 граждан России. Эксперты отмечают, что реальная же цифра может быть намного больше - до 5 тыс. россиян. Среди них около 900 дагестанцев, 105 из них были убиты; 485 чеченцев (44 вернулись, 104 убиты); 128 выходцев из Кабардино-Балкарии и как минимум 30 - из Ингушетии, 17 из которых убиты, а шесть вернулись на родину и сдались властям, сообщают авторы документа.

Особо выделены в докладе чеченцы. Как отмечают эксперты, благодаря своей репутации бесстрашных бойцов выходцы они быстро продвигаются до уровня командиров небольших групп либо занимают позиции второго-третьего уровня в ИГ. Самым высокопоставленным выходцем с Северного Кавказа в ИГ был Абу Омар аш-Шишани (Омар Чеченец), по сообщениям Пентагона, недавно скончавшийся от ранений, полученных в ходе американских бомбардировок. Именно его военные успехи помогли лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади провозгласить халифат. Кроме того, аш-Шишани смог добиться того, чтобы противостояние с Россией стало одной из целей ИГ.

Как известно, 14 марта Путин отдал приказ о выводе из Сирии основного воинского контингента, отметив, что он выполнил поставленные задачи. Однако боевики террористической организации "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ), действующей на территории Сирии, посчитали решение Путина поражением Москвы и ее союзников и пригрозили в ближайшее время продолжить атаки.

Как в ИГ вербуют женщин

В докладе поднимается и тема вовлеченности женщин в вербовку в ИГ. Отмечается, что на Ближний Восток, чтобы примкнуть к "Исламскому государству", уезжают как мужчины, исповедующие радикальный ислам, так и женщины, в том числе с детьми. ИГ предоставляет переселенцам квартиры, отобранные у выселенных жителей захваченных территорий, и платит пособия: 100 долларов на мужчину, 50 - на женщину и 35 - на ребенка. Мужчины получают пособие только в том случае, если воюют или работают в полиции. Об этом говорится в докладе Международной кризисной группы.

По мнению экспертов, подобная "социальная поддержка", оказываемая боевиками, зачастую значительнее той, которая предоставляется властями РФ, что заставляет мусульман с Северного Кавказа отправляться в ИГ. ИГ - единственный джихадистский проект, который приглашает боевиков вместе с семьями, отмечается в докладе.

К ИГ часто присоединяются и вдовы убитых членов подполья, так как в России их жизнь "практически невыносима". При попытке найти работу или снять квартиру они наталкиваются на почти непреодолимые препятствия, а у их детей возникают проблемы в школе.

В ИГ стремятся и молодые женщины, исповедующие радикальный ислам и стремящиеся выйти замуж за моджахеда. При этом случаи, когда в ИГ уезжают одинокие женщины, тщательно скрываются, рассказала экспертам чеченская активистка. Возможно, это обусловлено сильным влиянием традиций, не позволяющих одиноким женщинам принимать такие эмансипированные решения, и это считается большим позором для семьи, говорится в докладе.