Министр культуры РФ Владимир Мединский, взявший после совещания у президента Владимира Путина, прошедшего в конце мая в Сочи, руководство российской киноотраслью под свой непосредственный контроль, уверен, что у государства должна быть своя политика в области культуры, которую он характеризует так: "Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными".
Мединский упрекает тех, кто называет созданные в последнее время экспертные советы декорациями, в непонимании системы отбора. "Предположим, речь идет о художественном историческом фильме. И, допустим, худсовет говорит, что проект не выдерживает критики, психологи и социологи сказали, что он вредно действует на душу ребенка, а Совет по военной истории - что это тотальная фальсификация. И что, после таких трех резолюций чиновник примет положительное решение? Никогда", - заявил он в интервью "Газете.Ру".
Не смутившись вопроса о возможности отказа Минкульта в поддержке проекту, утвержденному экспертными советами, Мединский заверил, что "практически так не бывает". Между тем именно такая скандальная ситуация, напомним, произошла на этой неделе на открытом питчинге с фильмом Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр". В результате после угрозы международного скандала Минкульт передал кинопроект Миндадзе на рассмотрение в Фонд кино.
Он также заявил, что "большие начальники, которые могут оказать административное давление, они никогда не вмешиваются". "У нас за год работы не было ни одного ценного указания ни от руководства правительства, ни из Кремля. Нам, министерству, в этом отношении дается полная свобода. И поэтому мы на сто процентов отвечаем за результат. За год я лично не получил ни одной, что называется, команды", - сказал министр.
Россия - кинематографическая держава номер один в мире
Говоря о ситуации с продлением контракта директора Музея кино Наума Клеймана, Мединский заявил, что "кинематографическая держава масштаба России не может полноценно существовать без Музея кино. А мы являемся, на содержательном уровне, кинематографической державой номер один в мире. Содержательно - рядом никто не стоит".
Об американском кино министр высказался так: "Они умеют сделать "конфетку" и хорошо ее продавать. Но, послушайте, большая часть последней продукции массового Голливуда, я же ее смотрю, - это просто... Понимаете, мне порой кажется, что у них кончились сценаристы, их просто нет. А если они есть, то, наверное, они работают в сериалах, на телеканалах..."
Сам Мединский читает сценарии фильмов, которые уже получили господдержку, и "с удовольствием будет общаться с режиссерами. Чтобы просто советоваться по каким-то историческим вопросам".
"Антипиратский закон" - революционный, спасающий отечественное кино
По словам Мединского, без революционного, по его словам, "антипиратского закона", который на этой неделе вступил в силу, отечественная киноотрасль "просто погибнет". "Если мы сейчас уберем господдержку с кино, то снимать фильмы в России будет бессмысленно. Потому что наши фильмы не продаются. А не продаются они, потому что какой дурак будет их покупать, когда одним нажатием кнопки enter ты скачиваешь все, что тебе нужно, за несколько секунд", - сказал министр.
Он также рассказал, как впечатлил президента Владимира Путина на совещании в Сочи, показав ему на iPad, что в поисковых системах по запросу фильма "Легенда N17" первая ссылка на кинотеатр была 22-й, а все предыдущие - на пиратское скачивание.
Международное продвижение российских картин по сравнению с советскими временами стало гораздо более сложным и неоднозначным делом: "То, что раньше эксклюзивным промоутером советского кино был "Совэкспортфильм", никаких вопросов не вызывало. Потому что он фильмы продавал. А когда ты продавец, эффективность твоей работы рассчитать очень просто. Продал на сто рублей - получил десять на промо. Продал на двести - получил двадцать. Продажи упали и не растут - снял директора. Сейчас же фильмы продаются сами, права принадлежат частным продюсерским компаниям. По сути, получается, что мы должны промоутировать де-факто частный продукт, иногда сделанный при господдержке, да и то не всегда. И вот как определить критерии эффективности этой работы?"
Мединский также рассказал о сложностях оценки международного продвижения, пожаловавшись на отборщиков Каннского кинофестиваля: "Будем откровенны, ведь не всегда лучшие наши фильмы попадают на международные кинофестивали. У отборщиков свой вкус, свои политические интересы. Фильмы о том, как у нас тут все прекрасно, никогда не попадают в конкурс Каннского кинофестиваля".
Кино - это сон, и обеспечить его - задача "кинополитики"
"Полтора или два часа, проведенных всей семьей в кинотеатре или у экрана телевизора за просмотром хорошего фильма, - это то, ради чего мы все занимаемся этой самой "кинополитикой". Главное, обеспечили мы или нет человеку культурный досуг. Потому что пойти в кино - это лучше, чем пиво с воблой пить на скамейке и "забивать козла". А если кто-то, посмотрев кино, еще чем-то заинтересуется, возьмет в руки книгу - ну, я считаю, что Министерство культуры выполнило свой план на сто процентов", - сказал Мединский.
Авторское же кино государство поддерживает, чтобы дать возможность самореализации талантливым авторам, "чтобы со временем они все-таки вышли на более массовую аудиторию".
Министр напомнил о больших сборах недавних авторских российских фильмов - "Остров" и "Елена".
"Поделюсь с вами сокровенной мыслью. На мой взгляд, кино - это сон. Не средство воспитания-перевоспитания, не инструмент пропаганды. Мы на какое-то время погружаем человека в искусственную реальность. И именно поэтому смотреть кино в кинотеатре, где темно, тихо и, желательно, не жрут попкорн, гораздо интересней, чем дома по телевизору. Потому что тогда этот сон настоящий. Чайник не кипит, жена не кричит с кухни. Вопрос в том, что, бывает, сон посмотрел, будильник хлоп - и забыл. Это тоже неплохо. Мы отвлекли человека, опять же, от пива с воблой. А бывает сон, который ты обдумываешь день, два, месяц, жизнь. Авторское кино - это гораздо более глубокий и качественный, скажем так, сон", - сказал Мединский.
Мата в кино быть не должно даже в художественных целях
Министр культуры поддерживает инициативу Станислава Говорухина о полном запрете нецензурной лексики в кино, так как люди всегда могут "купить диск с полной режиссерской версией" и посмотреть его дома - без детей.
На замечание, что сеансы также можно объявить "18+", Мединский продолжал настаивать: "Ну зачем там мат? Цель какая? Вы этих слов не знаете? Вам их нужно повторять, что ли?"
Фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" министр не смотрел и не считает, что мат может быть использован как художественный прием. "А это всегда будет оправдано художественно - у нас художники такие. Все всегда оправдают. Понимаете, у каждого актера есть голая задница, но не обязательно ее показывать с экрана крупным планом с утра до вечера", - подчеркнул чиновник свою позицию.