В Московском академическом театре Сатиры состоялась сдача спектакля "Орнифль" по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя. Главную роль √ циничного поэта и стареющего донжуна Жоржа Орнифля √ сыграл новый руководитель труппы Александр Ширвиндт. Постановку осуществил Сергей Арцибашев.
Спектакль получился легким и веселым, в лучших традициях некогда популярнейшего московского театра. Салонные куплеты сменяются нотами печали, краткие философские размышления неожиданно прерываются остроумными хохмами. В центре повествования √ преуспевающий, модный парижский поэт, живущий исключительно в свое удовольствие. Его волнует мирская слава, он боится старости, его "душит зависть" к молодым. Женщины проходят через его жизнь непрерывной чередой, хотя свою благосклонность он дарит далеко не всем. "Любовь √ это вульгарно, это бульварные романы", - говорит Орнифль. Для него не существует никакой морали, вернее, его мораль - игра людьми ради собственных прихотей. Он - демагог и лукавый обманщик.
По словам Александра Ширвиндта, на пьесу "Орнифль, или Сквозной ветерок" его "навел" Эльдар Рязанов. Однажды он позвонил и сказал: "Если ты еще хочешь поработать артистом, вот тебе "лебединая песня". И Ширвиндт, действительно, играет так, словно изголодался, истосковался по собственной профессии, будто в перспективе больше ничего не предвидится. У его Орнифля нет той слегка надоевшей всем маски вальяжного мэтра с трубкой и тусклым взглядом. Ширвиндт молод, суетлив и обаятелен, насколько это присуще удачливым любовникам. Он трогателен в сцене знакомства с собственным сыном Фабрисом, жалок в эпизоде с врачами и омерзителен в финальном диалоге с влюбленной в него секретаршей. Вообще, ширвиндтовский Орнифль чем-то напоминает Кречинского и Остапа Бендера, сыграть которых некогда так мечтал актер.
Вторую партию в спектакле блистательно ведет Луиза Мосендз, вернувшаяся в театр Сатиры после нескольких лет работы "на стороне". Ее жалкая секретарша Сюпо не устает унижаться перед Орнифлем, пытаясь, в то же время, выполнять роль его совести, его души. Слово "душа" звучит со сцены беспрестанно, только в разных толкованиях. "Как хрупки эти создания", - в сердцах бросает Орнифль. "Какие?" - спрашивает его приятель Маштю. "Да души эти┘"
Следует также выделить работы Михаила Державина (проходимец Маштю) и Юлии Пивень (невеста Фабриса). Но если Державин в предложенной роли, в принципе, не открыл в своем творчестве ничего нового, для Пивень "Орнифль" - многообещающее начало.
В спектакле также заняты Вера Васильева, Зинаида Матросова, Юрий Авшаров, Станислав Николаев и другие популярные актеры театра Сатиры. Музыку написал Юрий Саульский. В интервью корреспонденту НТВ.ру он признался, что работал для "Орнифля" с удовольствием. "Мне нравится, что это трагикомедия, что здесь много неожиданных поворотов, что ерничество уступает место печали. Я люблю в искусстве смех сквозь слезы, и, на мой взгляд, у создателей спектакля это получилось", - сказал композитор.
Постановщик "Орнифля" Сергей Арцибашев нервничал, похоже, больше всех. На сдаче спектакля он занял место в глубине зала, а в антракте напряженно бродил по проходам и беседовал с директором театра Мамедом Агаевым. После спектакля в интервью НТВ.ру он сказал, что на своих постановках не может чувствовать себя зрителем. "Происходящее на сцене я воспринимаю только как режиссер. Конечно, сегодня я увидел какие-то промахи, неточности, и конечно, нам предстоит еще поработать", - сообщил он.
Премьера "Орнифля" назначена на 14 сентября.