На прошлой неделе стало известно, что Федеральная служба безопасности России учредила премию в области литературы, кино, телевидения и музыки. Конкурс будет проводиться в нескольких номинациях: "Телевизионные и радиопрограммы", "Художественная литература", "Музыкальное искусство", "Кино- и телефильмы", "Актерская работа" и "Изобразительное искусство". Премия станет ежегодной, а размер первой премии в каждой номинации составит 100 тыс. рублей.
Также стало известно, российским силовым ведомствам выделен фонд в размере около 25 млн долларов для формирования в народе позитивного образа "человека в погонах". Как сообщают "Новые Известия", в ФСБ, по некоторым данным, готовятся возродить "идеологическое" управление, которому будет поручено не только курировать печатную, электронную и аудиовизуальную продукцию, но производить и заказывать свою, "идейно выдержанную".
По данным газеты, создателей российских кинофильмов, имеющих отношение к советской и постсоветской истории, уже сейчас вынуждают проходить цензуру в силовых ведомствах.
Так, недавно в день премьеры фильма Александра Атанесяна "Сволочи" ФСБ выступила с официальным заявлением, в котором со ссылкой на возмущенные обращения ветеранов подчеркивалось, что "в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ, аналогичных описанной в фильме, не имеется".
"Разборки" с фильмом "Сволочи"
В фильме "Сволочи", находящемся сейчас в широком прокате, рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Заявление получило большой резонанс, и позже режиссер заявил, что сюжет является художественным вымыслом.
"Новые Известия" рассказывают о том, что предшествовало этому заявлению. Во время производства картины один из продюсеров Юрий Кушнерев обратился в ФСБ с просьбой оказать съемочной группе содействие в проведении съемок на Красной площади. В ответ генеральному директору киноконцерна "Мосфильм" Карену Шахназарову пришло письмо заместителя директора ФСБ Вячеслава Ушакова.
В письме сообщалось, что выполнение просьбы вне компетенции ФСБ и что в СССР не было школ по подготовке детей-диверсантов, однако такие школы были в гитлеровской Германии. В заключение Вячеслав Ушаков выразил озабоченность тем, что фильм может нанести ущерб деловой репутации кинематографистов и "Мосфильму".
Письмо Ушакова было переправлено в Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и у продюсеров начались задержки с государственным финансированием. Студия была вынуждена направить сценарий на рассмотрение в ФСБ с пояснением, что любой игровой фильм является вымыслом, не претендующим на воспроизведение исторических фактов.
В результате беседы с представителями Лубянки продюсеры фильма, не желая осложнять отношения с силовым ведомством, сделали поправки. Набор в диверсионную школу из принудительного стал добровольным, для юных диверсантов предусмотрели пути возвращения с боевого задания, и были устранены все упоминания о том, что мальчиков готовили в НКВД.
Одновременно был добавлен титр с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1941 года, согласно которому подростки от 14 лет несли ту же уголовную ответственность, что и совершеннолетние - вплоть до расстрела. После этого глава Роскультуры Михаил Швыдкой дал указание возобновить финансирование.
В съемки фильма "Полумгла" вмешивалось Министерство обороны
Силовые ведомства вмешивались и в процесс создания фильма "Полумгла". В Министерство обороны РФ обратился один из сценаристов картины Игорь Болгарин, обвинивший режиссера и продюсера в искажении своего замысла, а также в клевете на Советскую армию и советский народ.
Заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации Юрий Нуждин направил в Роскультуру официальное письмо, где, ссылаясь на претензии сценариста и решение некоего "оргкомитета", просил ознакомить его с историей создания фильма и сообщить размеры его государственного финансирования.
Руководитель службы кинематографии Александр Голутва пишет Нуждину объяснительную записку и настоятельно просит продюсера фильма Игоря Каленова в кратчайшие сроки дать необходимые пояснения заместителю начальника Главного управления Ю.Ф. Нуждину по сути упомянутых в его письме фактов и предоставить ему для просмотра копию фильма.
В результате Каленов тоже вынужден объясняться перед военным чиновником, который мало что не является его начальником, но к тому же интересуется вопросами, находящимися вне компетенции Минобороны.
Как отмечает газета, в спорах по поводу соотношения вымысла и правды в игровых фильмах заинтересованные стороны и должностные лица прибегают к прямому или косвенному давлению на производителей фильмов, то есть осуществляют законодательно запрещенную цензуру.