Оптимисты утверждают, что параметры кризиса для российской экономики таковы, что уже через полгода инфляция в стране может уступить место обратному процессу - дефляции. Их аргументация такова: цены на большинство товаров отечественного экспорта - нефть, зерно, металлы - резко упала. Мощный приток капитала, наблюдавшийся в прошлом году, сменился не менее мощным оттоком. Соответственно, темпы роста денежной массы резко замедлились.
Вслед за этим началось падение платежеспособного спроса населения, подкрепленное резким уменьшением объемов кредитования, ощутимым сокращением рабочих мет, и падением уровня зарплат. Все это, в полном соответствии с рыночной теорией, должно привести если не к дефляции, то, по крайней мере, к заметному уменьшению темпов инфляции. Подобной точки зрения придерживается, в частности, такие известные экономисты, как директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар и ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Разумеется, такого рода прогнозы - бальзам на душу самых незащищенных слоев населения: прежде всего, бюджетников и пенсионеров. Впервые может сложиться ситуация, когда их стабильно индексируемые доходы (а они будт расти в соответствие с бюджетом и в 2009 году) не будут "съедаться" высокой инфляцией. Однако, как бы ни хотелось присоединиться к оптимистам и распрощаться, наконец, с изматывающим ростом цен, следует признать, что гораздо более вероятен пессимистический сценарий: на фоне кризиса рост цен продолжится. Дело в том, что каждому теоретическому фактору, говорящему о возможном снижении инфляции противостоит другой, свидетельствующий о прямо противоположной тенденции.
Да, отток капитала из страны налицо: золотовалютные резервы уменьшились за последние пару месяцев аж на 80 млрд.долларов. Но государство, с целью стабилизировать ситуацию на финансовых рынках и в банковской системе, "впрыснуло" туда колоссальные средства: их полный объем оценивается в 3,5 трлн рублей. Конечно, пока что эти деньги поступили в систему еще не в полном объеме, и не успели выплеснуться в реальный сектор экономики и на потребительский рынок. Но конечная их цель именно такова: полностью заместить "убежавшие" из страны капиталы. А значит, с некоторым временным лагом они обязательно проявятся на рынке - скорее всего, как раз тогда, когда по расчетам оптимистов, должна будет наступить дефляция.
Да, дешевеет нефть и металлы. Но одновременно укрепляется доллар, а рубль по отношению к нему падает. Еще в начале сентября доллар стоил 25 рублей, а сейчас зашкаливает за 27. Такой курс автоматически создает условия для повышения цен на импортные товары, спектр которых на отечественном потребительском рынке весьма высок - от продовольствия до автомобилей - особенно, если речь идет о крупных городах. Большинство экспертов полагает, что осенний разгон инфляции связан именно с резким ослаблением рубля.
Наконец, оценивая перспективы изменения цен, следует учитывать специфику российского рынка. А она такова, что большинство секторов нашей экономики являются квазирыночными, поскольку в каждом из них царят собственные маленькие (или большие) монополии. О том, как они работают, может судить каждый житель большого города, приходя на самый обычный овощной рынок. Там давно уже никто не торгуются, и цены отнюдь не меняются под влиянием спроса-предложения. А меняются они лишь по указке откуда-то сверху, при том, что на один и тот же продукт цены по всему рынку держатся одинаковыми. Как говорится, не хочешь - не покупай.
Все равно другие купят - никуда не денутся. Тот же закон работает, к примеру, и на строительном рынке столицы. Никакое отсутствие спроса не заставит застройщиков и девелоперов снизить цены: они просто придержат уже построенные квартиры. Конечно, эта "заморозка" себе в убыток не может быть вечной, но по оценкам экспертов, девелоперы так нажились за предыдущие годы сплошного роста цен на жилье, что вполне могут потерпеть от 6 до 12 месяцев - лишь бы не обрушивать рынок.
И уж совсем смехотворным можно считать падение цен на автозаправках. После того, как нефть подешевела более чем вдвое относительно своих пиковых значений, власти обратили внимание, что на ценниках АЗС этот процесс удивительным образом никак не сказывается. При том, что в Америке падение цен на бензин составило 15 и более процентов.
Тут же "возбудилась" Федеральная антимонопольная служба, в результате чего ряд нефтяных компаний, прежде всего с солидным госучастием, сподобились "скинуть" от 80 копеек до рубля за литр. Между тем, в течение первого полугодия, когда баррель исправно дорожал, бензин на российских АЗС поднялся в цене на 40%. Таким вот странным образом работает "невидимая рука" российского рынка.
Наконец, в пользу пессимистов говорит исторический опыт. Начиная с 1992 года, Россия проходила через разные периоды - дорогой нефти и дешевой, растущего фондового рынка и падающего, слабеющего рубля и укрепляющегося...Неизменным оставалось только одно: высокая инфляция. И пока что нет никаких оснований считать, что эта невеселая традиция уйдет в прошлое.