Через некоторое время - как предполагают в Минприроды, к октябрю 2002 года - ситуация в сырьевом секторе России может значительно измениться. Именно к этому времени в недрах министерств будет разработан Кодекс о недрах (или Горный кодекс), который значительно поменяет правила игры в этом самом прибыльном секторе российской экономики.
И хотя чиновники говорят, что новый кодекс лишь заменит десяток федеральных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих недропользование в России и никаких революционных изменений в этой сфере не произойдет, вполне вероятно, что они слегка кривят душой.
Например, предполагается, что не только сами недра, но и добытые ископаемые станут государственной собственностью. По крайней мере, подобные предложения содержатся в пояснительной записке к изменениям в ныне действующий закон "О недрах". Предполагается, что нынешние лицензии на использование у компаний могут быть отозваны, а работать им предстоит по договорам концессии.
Концессия предполагает передачу правообладателем другой стороне каких-либо исключительных прав, в данном случае - прав на использование недр. Схема использования недр, в соответствии с пояснительной запиской предполагает, что после реализации извлеченных из недр полезных ископаемых им будут возмещаться "нормативно и технологически обусловленные затраты, связанные с добычей, хранением и реализацией минерального сырья, а также нормальная прибыль, размер которой устанавливается в договоре о концессии", сообщает телекомпания "Эхо".
Шумиха, поднявшаяся вокруг новой инициативы в СМИ, была близка к панике. Газета "Ведомости", например, опубликовала комментарии крупных бизнесменов, в которых те новую инициативу называли не иначе как "национализацией", пугали оттоком инвестиций и массовым бегством капитала.
Комментарии же официальных лиц гораздо более сдержаны. Например, замминистра природных ресурсов, руководитель Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Александр Поволоцкий заявил в интервью РИА "Ореанда", что "одними лишь поправками в закон проблемы не решишь". Нельзя просто так отобрать лицензии и заключить с недропользователями договора концессии, отметил чиновник.
Каков будет новый Кодекс о недрах и какая доля будет отведена договорам концессий - пока неясно. Очевидно лишь, что нынешний вариант - действующий, предполагающий получение лицензии - отменять пока никто не собирается.
А что касается бегства капитала и оттока инвестиций, то надо отметить, что подобную схему работы, которую предполагается использовать для отечественных компаний, сейчас государство использует при контактах как раз с зарубежными инвесторами при реализации соглашений о разделе продукции. И, например, Shell, которая реализует проекты на Сахалине, это нисколько не мешает.