Cамым надежным заемщиком Европы оказалась Швеция. Ее долговым бумагам уступили в надежности даже облигации Германии, до недавнего времени считавшиеся самыми крепкими в Европе. Как сообщает агентство Bloomberg, разрыв в доходности шведских и немецких долговых бумаг составил около 40 базовых пунктов (0,4 процентного пункта), иначе говоря, Швеция может занимать деньги по меньшим ставкам, чем ФРГ.
Почти через два десятилетия после устранения своего последнего банковского кризиса Швеция может похвастаться наиболее эффективным рынком заимствований. Швеция считается одной из тех стран, которые предпочли остаться за пределами евро, расплатились по долгам и вели строгий контроль за своими кредиторами. В 2011 году госдолг Швеции снизился до 36% ВВП против 40,2% в 2007 году.
Самая крупная экономика Скандинавии не зависит от единой европейской валюты, расчеты в Швеции осуществляются в кронах, поэтому страна стала "зоной безопасности" для всех, кто бежит от евро.
1 декабря рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило оценку надежности четырех крупнейших банков Швеции с "A" до "A+", в том числе Nordea Bank. За день до этого агентство снизило оценку 15 крупнейших банков США и Европы.
Шведский успех частично находится в зависимости от принятой в стране системы уравнивания доходов. В Швеции самое высокое налоговое бремя в мире по отношению к ВВП страны после Дании.
Несмотря на то, что шведские банки хорошо капитализированы, а экономика и финансы государства здоровы, Швеция намерена предпринять дополнительные меры по упрочению финансовой системы страны. Шведский финансовый регулятор требует, чтобы крупнейшие банки страны отчисляли в резервы по меньшей мере 10% своих активов. Шведское правительство сообщает, что более строгие стандарты капитала необходимы, чтобы защитить налогоплательщиков от возможных потерь.
А вот Германия, крупнейшая экономика Европы, оказалась глубже втянута в долговой кризис. Отношение госдолга ФРГ к ВВП составляет 83 процента. В ходе аукциона 23 ноября ФРГ не смогла полностью разместить свои 10-летние долговые облигации. В ходе торгов планировалось привлечь шесть миллиардов евро. Провал объяснили нежеланием инвесторов вкладывать деньги в экономики стран, связанных с евро.