Вести-Москва

Правительство России отложило рассмотрение законопроекта о банкротстве физических лиц на неопределенный срок, сообщил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков. Это означает, что даже те, кто уже не может выплачивать взятые кредиты, будут обязаны отдать весь долг до конца, без скидки на кризис, констатируют "Новые известия".

По стране уже прошла первая волна массовых увольнений, сейчас она немного стихла, но уже до лета, как считают специалисты, поднимется снова. Миллионы людей столкнулись с резким сокращением доходов. При этом на 26% российских семей сейчас висят многотысячные кредиты, которые нужно отдавать, подсчитали на этой неделе социологи "Левада-Центра". Многим платить уже нечем.

По последним данным Центробанка РФ (на 1 февраля 2009 года), просроченная задолженность физлиц по банковским кредитам составляла 163,5 млрд рублей. По сравнению с 1 января она выросла на 10,2%, или на 15,2 млрд. По отношению к общему объему выданных гражданам займов доля просрочек достигла уже 4%.

К концу года специалисты Центробанка прогнозируют рост доли просроченной задолженности до 10-12% от общего объема кредитов. Такие же оценки дает Центр макроэкономических исследований Сбербанка - его эксперты не исключают, что к декабрю просроченные платежи могут достичь и 20%.

Если заемщик не начнет платить, то потеряет свое имущество через суд. Рост судебных разбирательств между заемщиками и кредиторами виден через увеличение судебных издержек. Если в I квартале 2008 года они у российских банков составляли 39,9 млрд рублей, то в IV квартале - уже 71,4 млрд. Эта цифра растет за счет просрочек физлиц.

"Банкам нужна ликвидность, чтобы расплачиваться с вкладчиками. Все должны выполнять взятые обязательства. Если вы хотите смягчить жизнь заемщикам, позволить им не платить по кредитам, тогда дайте возможность банкам не платить по вкладам", - заявил изданию вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев.

Между тем банки все чаще предпочитают сами не разбираться с проблемными заемщиками, а продавать кредит коллекторам. Как заявил президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Евгений Бернштам, в IV квартале 2008 года банки продали коллекторам в два раза больше проблемных долгов физлиц, чем в III квартале. Число переданных коллекторам ипотечных кредитов за 2008 год выросло в два раза.

Единственное, что могло бы спасти большое число должников от полного разорения, - это закон о банкротстве физических лиц. Первая редакция законопроекта появилась еще в 2006 году. Она предусматривала право должника объявить себя банкротом. Заявка шла бы в арбитражный суд. При его положительном вердикте срок погашения кредита можно было бы растянуть до пяти лет. Кроме того, предусматривалось право суда списать часть долга.

Однако законопроект очень не понравился банкирам, которые рисковали потерять деньги, если, скажем, неплатежеспособный заемщик задолжал 3-4 банкам. Плюс срок погашения какого-нибудь экспресс-кредита в пять лет для банков абсолютно неприемлем. В итоге лоббистам удалось завернуть принятие документа.