20 сентября был принят проект государственного бюджета на 2013-2015 годы. Это произошло несмотря на то, что президент Владимир Путин и документ, и его авторов из правительства с энтузиазмом раскритиковал.
"Бюджет такая штука, которая никогда никому не нравится. Когда я работал президентом, он мне тоже никогда не нравился", - так вчера ответил президенту премьер Дмитрий Медведев, выступая Белом доме. Тем не менее, в бюджете нашелся триллион на выполнение президентских указов.
Неизвестно, что вызвало критику бюджета Путиным: деньги для президента нашли
В бюджете будут учтены лишь некоторые дополнительные расходы, да и то при условии "раскулачивания" "Роснефтегаза" и продолжения приватизации. Пенсионная реформа заложена в бюджет без ликвидации накопительного компонента пенсий.
Радикальной правки документа не будет, пишет "Коммерсант". Принято лишь одно крупное решение: Минфин отказался от проекта изменения ставки НДПИ для газовой отрасли, чем сэкономил "Газпрому" около 6 млрд долларов на 2013 год.
В точности неизвестно, что именно вызвало резкую критику Владимира Путина. По крайней мере, часть "указных" расходов, за которые предлагалось вынести четырем министрам выговоры, в бюджете все же учтены, и цена вопроса именно по ним относительно невелика. Но у проекта Минфина были и другие критики с серьезными претензиями.
В частности, в бюджете выделялось относительно немного денег на проекты на Дальнем Восток. Были претензии у РЖД, у военного блока, у Минздрава. Нефтяные компании были недовольны параметрами акцизов на топливо, заложенных в бюджет. Работа над бюджетом - это набор самоограничений и компромиссов, заявил им премьер Медведев.
Правительство предлагает забрать доходы "Роснефтегаза" в бюджет
Как оказалось, министры знают, где взять деньги на расширение госрасходов уже в 2013 году. В первую очередь это накопленные дивиденды "Роснефтегаза": Антон Силуанов, неоднократно заявлявший претензии Минфина на более чем 100 млрд рублей, накопленных главным акционером доходов, вновь выступил с идеей реквизиций 95% накоплений в хозяйстве бывшего вице-премьера Игоря Сечина.
Эта идея выглядит как расширение приватизации крупных госактивов: к распродаже в администрации Владимира Путина никогда тепло не относились. Наконец, прибыль от приватизации пакета ЦБ в "Сбербанке" тоже решено направить в доходы бюджета, и, судя по всему, в бюджет также заложено и SPO ВТБ на 2013 год без возможности его отмены.
Четких подтверждений тому, что правительство действительно заявило Кремлю: "рост госрасходов только в обмен на приватизацию и деньги "Роснефтегаза", нет. Антон Силуанов на заседании представлял практически те же самые цифры, что были в раскритикованном Владимиром Путиным в Сочи проекте.
Дмитрий Медведев практически в каждой реплике давал понять, что представлявшийся бюджет - это уже свершившийся компромисс. В итоге премьер-министр дал два дня на совещания по доработке бюджета, после чего он до 1 октября, как и предполагает Бюджетный кодекс, будет внесен в Госдуму в виде, который вряд ли будет принципиально отличаться от варианта 19 сентября.
Сайт "Заголовки.ру" приводит комментарии газет по поводу бюджетных усилий правительства. Как пишут "Ведомости", премьер дал понять, что раздувания расходов не допустит: "Будут допдоходы - мы их поделим. Но если произойдет существенное изменение экономических условий, мы хотя бы будем находиться в определенных рамках. Поэтому правила должны соблюдаться, даже если это трудные правила, а не меняться в угоду политической конъюнктуре".
"Независимая газета" отмечает, что несмотря на все сложности, бюджет впервые рассчитан по строгому бюджетному правилу, и это делает его гораздо более устойчивым к тем проблемам, которые складываются в мировой и российской экономике. Согласно бюджетному правилу, новый бюджет рассчитывался исходя из цены на нефть в 2013 году 91 доллар за баррель, в 2014-м - 92 долларов за баррель, в 2015 году - 93 доллара за баррель.