Запланированная российским олигархом Романом Абрамовичем продажа его оцениваемой в 10 млрд долларов доли в нефтяной компании "Сибнефть" "Газпрому" выглядит как неплохой способ свести счеты с государством. "Он удалится в сторону заходящего солнца, вольный покупать яхты и футбольные клубы, а Кремль фактически завершит ренационализацию ключевых энергетических активов России. Все довольны, в том числе и вовлеченные в эту сделку банкиры". Так эта сделка выглядит со стороны. Однако ее подоплека значительно неприятнее как для России, так и для Абрамовича, отмечает The Financial Times.
Британская газета констатирует, что эта сделка, если она состоится, станет последним этапом в непрозрачной приватизации российских природных богатств середины 90-х, наибольшую выгоду от чего получит Абрамович. После того как при Борисе Ельцине "Сибнефть" была продана за сущие гроши, при президенте Владимире Путине Кремль выкупает компанию обратно за бешеные деньги. Колесо сделало полный оборот. В результате Абрамович разбогатеет, а Россия лишится денег, которые могли бы пойти на финансирование школ и больниц, пишет FT. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)
Непостижимым образом Абрамович избежал судьбы Михаила Ходорковского, основателя нефтяной компании ЮКОС, находящегося в тюрьме за мошенничество и лишенного активов, которые были конфискованы. Оба они сделали себе состояния одними и теми же мутными способами. Ходорковский был наказан, потому что он вздумал мечтать о правлении в России. Абрамовичу хватило ума проявить уважение к Кремлю. FT отмечает, что в отличие от Ходорковского, Абрамович был близок с бывшим президентом Ельциным и его семьей. Экспорт миллиардов "Сибнефти" - это, вероятно, своеобразная страховка семьи Ельцина от возможных политических изменений, например, в результате президентских выборов 2008 года, когда Путин должен будет покинуть свой пост.
Наказание Михаила Ходорковского теперь выглядит еще большим произволом, чем раньше. Путин мог бы решить проблему приватизации по заниженным ценам с помощью одноразового сверхвысокого налога, распространяющегося на каждого из основных получателей выгоды от тех сделок. Взамен он мог бы принять срок исковой давности и оставить все заключенные сделки в силе. Олигархи поворчали бы, но расплатились. В таком случае могло быть обеспечено какое-никакое равенство перед законом. Принципы прав собственности – основа благоприятного делового климата – были бы соблюдены, пусть и неидеально.
Но восторжествовал произвол власти. Верх одержали кремлевские чиновники, которые при поддержке Путина утвердили право сильного. Они также дали понять, что претендуют на свою долю добычи в виде должностей в руководстве промышленными предприятиями, контролируемыми государством.
Однако у нынешней кремлевской команды нет гарантий, что авторитарная власть, которую она получила, останется за ней. Эти люди обеспокоены приближением 2008 года. Их мучают кошмары демократических переворотов по украинскому сценарию, хотя в сегодняшней России это маловероятно, считает FT и прогнозирует: силы, высвободившиеся с крахом коммунизма, еще появятся на сцене.