Чтобы покрыть дефицит бюджета Минфин предлагает заработать на продаже компаний с госучастием 900 млрд рублей. Приватизации подлежат "Роснефть", "Транснефть", Сбербанк, ВТБ, "Совкомфлот" и другие крупнейшие активы. По мнению экспертов, это сильно заниженная оценка.
Правительству в ближайшие три года предложено приватизировать пакеты 10 госкомпаний и банков, пишут "Ведомости" со ссылкой на чиновника Минфина и официального представителя министерства. В план приватизации на 2011-2013 года включены "Транснефть", "Роснефть", ФСК, "Русгидро", Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, РЖД, "Совкомфлот" и АИЖК.
По расчетам Минфина, бюджет от продажи активов выручит 883,5 млрд рублей - 298 млрд в 2011 году, 276,1 млрд в 2012 году и 309,4 млрд в 2013 году, говорит чиновник министерства; все эти деньги предлагается направить на финансирование бюджетного дефицита. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин информировал, что дефицит федерального бюджета будет постепенно сокращаться: в 2011 году - 4%, в 2012 году - 3%, в 2013 году - 2% ВВП.
Вписаться в эти ограничения, возможно, не удастся, рассказывает чиновник Минэкономразвития; обсуждалось, что в 2011 году дефицит может быть и меньше установленного минимума, но в следующие два года он больше предельно допустимого из-за растущих расходов: в 2012 году превышение небольшое, а в 2013 году вместо 2% дефицит может достичь 2,9% ВВП.
Средства от продажи госкомпаний и банков могут стать одним из мощнейших источников погашения дефицита бюджета, уверен чиновник Минфина: приватизация выгоднее займов, не нужно тратиться на обслуживание.
Окончательно параметры бюджета на 2011-2013 года и источники дополнительных доходов, в том числе список активов, будут во вторник обсуждаться на комиссии по бюджетным проектировкам у премьер-министра Владимира Путина, в четверг предложения рассмотрит президиум правительства, говорит сотрудник Минфина.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил, что никаких решений по приватизации пакетов перечисленных Минфином госкомпаний и банков не принималось. Дефицит бюджета может быть покрыт в том числе и за счет доходов от приватизации, замечает Песков, но в любом случае государство сохранит контрольный пакет во всех стратегических активах.
Только пакеты инфраструктурных компаний и компаний ТЭКа из этого списка стоят около 45-47 млрд долларов, или почти 1,4 трлн рублей по пятничному курсу. Доля "Роснефти" по котировкам в РТС - 16,8 млрд долларов, ФСК - 3,8 млрд долларов, "Русгидро" - 1,3 млрд долларов, пакет "Транснефти" мог бы стоить 6-7 млрд долларов, считает Денис Борисов из Банка Москвы. Доля в "Совкомфлоте" стоит 1,3-1,4 млрд долларов, полагает человек, близкий к совету директоров пароходства.
Минфин перестраховывается и закладывает минимальную стоимость, объясняет управляющий директор инвесткомпании Bright Minds Capital Денис Родионов: цены могут упасть из-за плохой конъюнктуры рынка, министерство ориентируется на самые консервативные оценки.
Как напоминает "Коммерсант", идея массовой приватизации в 2010-2013 годах появляется в Белом доме не впервые; так, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о возможном уменьшении госпакета акций в "Роснефти" еще в сентябре 2009 года, и заявлений о невозможности сокращения пакета от других высокопоставленных представителей Белого дома не последовало. Поручение рассмотреть возможность резкого расширения списка приватизации на текущие годы президент Дмитрий Медведев давал правительству в феврале 2010 года, судя по всему, предложения Минфина - выполнение этого поручения.
Снижение доли государства в экономике - правильный шаг, комментирует Игорь Николаев из ФБК, но выходит, что вместо того, чтобы повышать эффективность расходования средств, государство просто готово распродать остатки. В России не принято никаких мер по снижению рисков спекуляции в экономике, как, например, в Китае, Бразилии или на Тайване, продолжает Николаев, и нет гарантии, что инвестор купит пакет акций, чтобы участвовать в развитии компании, а не с целью простой перепродажи.
Момент для распродажи выбран правильно, уверен президент Icon Private Equity Кирилл Дмитриев: 2011-2013 годы - время, когда инвесторы будут интересоваться развивающимися рынками, так что кроме профильных российских инвесторов госкомпании могут быть интересны и портфельным инвесторам, и крупным западным фондам. То, что государство сохранит контрольные пакеты, большой роли играть не будет, убежден Николаев: это скорее деталь для спокойствия самого государства.