В 2013 году замедление российской экономики перешло в резкое торможение и рост почти остановился. Весь год чиновники обсуждали причины остановки роста, споря о способах поддержки экономики, но год завершается спадом инвестиций и сокращением промышленного производства. "Годом упущенных возможностей" назвал 2013-й замминистра экономического развития Андрей Клепач. Нет причин для изменения ситуации и в 2014-м.
К концу года было официально признано: стагнация вызвана не только внешними факторами. Ускорение экономик развитых стран во втором полугодии никак не повлияло на динамику российской экономики, отмечает в "Ведомостях" Наталия Орлова из "Альфа-банка".
Вслед за Минэкономразвития, четырежды понижавшим прогноз в этом году, волна переоценки потенциала роста экономики - вторая после кризиса 2008 года - прокатилась и по рынку, пишет Орлова.
Единственным источником роста экономики остается частное потребление, поддерживаемое повышением зарплат бюджетников и кредитованием. Но в 2014 году темпы роста потребления замедлятся. В 2013 году бюджетные секторы обеспечили половину из 6%-ного прироста зарплат в экономике в реальном выражении, посчитали в Центре развития ВШЭ, на 2014 год такого сильного (10-11% в реальном выражении) роста зарплат бюджетников не запланировано (3%, по прогнозу Минэкономразвития).
Федеральный бюджет, сокративший все несоциальные расходы на 5%, перекладывает часть обязательств на следующие годы - но не потому, что появятся деньги, а потому, что сейчас их нет. Став жертвой чрезмерно оптимистичного прогноза - бюджет на 2013 год верстался исходя из роста экономики на 3,7%, - Минфин столкнулся с недополучением доходов, направив на затыкание дыр все подлежавшие к зачислению в Резервный фонд нефтегазовые доходы - 900 млрд рублей.
Еще около 1 трлн рублей недополучили регионы: поступления налога на прибыль вместо планового роста на 12-15% упали на 15%. При этом в отличие от кризиса 2008-2009 года у регионов появились дополнительные обязательства по расходам, "подаренные" федеральным центром: регионы попали в двойные тиски.
Тем не менее региональные бюджеты на 2014 год снова сверстаны исходя из роста поступлений налога на прибыль на 15%, федеральный - исходя из роста экономики на 3% (Минэкономразвития уже понизило этот прогноз до 2,5%) и цены на нефть в 101 доллар за баррель.
Началась "прозябательная полоса", у которой есть и психологические причины, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг: "Наше правительство все время ждет от частного сектора рывка. На самом же деле мы наблюдаем тотальный бюрократический гнет над бизнесом. Приходят и говорят: "Ваш бизнес стал настолько успешен, что начинает соответствовать нашим интересам" - у нас не Doing Business, а "доинг бизнес", от слова "доить".
За темпы роста ближайших лет биться бессмысленно, считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: "Что будет в 2014 году? То же, что и в 2013 году. Мы должны себе ставить задачу не на 2014 год, а на 50 лет вперед. Когда вы развиваетесь темпом 1,5% в год, как развитые страны, не будучи развитой страной, значит, вы не развиваетесь".
Как все это скажется на жизни рядовых россиян - вопрос открытый, пишет РБК daily. Самое тревожное заявление на этот счет сделал, пожалуй, Дмитрий Медведев. Он предупредил, что "всех нас ждут не самые простые времена" и "нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом" - низкой безработицей. Чтобы адаптироваться к новым вызовам, людям придется менять место работы, профессию и даже место жительства.
Впрочем, эксперты в своем большинстве не склонны сгущать краски и сомневаются в развитии полноценного кризиса в экономике, как в 2009 году. "Это страшилки и байки, - обнадеживает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. - Хотя и хрупкое, но все же равновесие сохранится".