Появляются признаки того, что конфликт между ЮКОСом, крупнейшей российской нефтяной компанией, и Кремлем, который спровоцировал сомнения инвесторов в безопасности прав собственности, приближается к урегулированию.
Высокопоставленные российские политики дали понять, что противостояние может окончится уже в течение следующей недели, констатирует британская газета Financial Times.
Напомним, в пятницу российский премьер Михаил Касьянов выступил с критикой агрессивных методов генеральной прокуратуры. Касьянов заявил, что напряженность между миром российского бизнеса и Кремлем "будет разрешена в ближайшем будущем".
Борис Немцов, лидер Союза правых сил, заявил в интервью Financial Times, что обе стороны готовы к переговорам по заключению договоренности. СПС пользуется спонсорской поддержкой ЮКОСа.
Еще один источник за рамками российского правительства заявил, что Платон Лебедев, главный акционер ЮКОСа, обвиненный в краже государственной собственности по делу, связанному с приватизацией 1994 года, может быть освобожден уже во вторник.
Прокуратура удерживает Лебедева под арестом со 2 июля. Всего в связи с последними событиями вокруг ЮКОСа возбуждено 7 уголовных дел, в том числе об убийстве и покушениях на убийство.
Эти расследования нанесли удар по российскому рынку. Центральный банк сообщил о сокращении своих резервов на 900 млн долл., которое экономисты связывают с утечкой капитала после начала дела ЮКОСа.
Атака на ЮКОС была воспринята как предупреждение Кремля в адрес Михаила Ходорковского, главы ЮКОСа и самого богатого олигарха России, оставаться вне политики и прекратить оказывать влияние на Думу, нижнюю палату парламента. "В стране, где 17 миллиардеров и 40 млн нищих, избиение олигархов - это всегда популярное занятие, особенно перед парламентскими выборами в декабре", - заявил FT Немцов.
По его мнению, разрешение проблемы в долгосрочной перспективе должно включать повышение налогов с нефтяных и газовых компаний, которые принадлежат олигархам, и снижение налогового бремени с малых и средних предприятий. Это позволит экономике не зависеть от крупных экспортеров естественных ресурсов.