icon-art.info

Владимиро-Суздальский музей-заповедник завершил обследование состояния образа Богоматери Боголюбской — иконы созданной в XII веке, и планирует начать первый этап реставрации в начале апреля нынешнего года.

Как сообщила накануне на пресс-конференции генеральный директор музея Светлана Мельникова, "обследование иконы проведено совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР)".

"При проведении 3D-сканирования обнаружены изменения рельефа доски - вспучивания, провалы, пустоты и изменения структуры дерева. Кроме того, обнаружены разрушения грунта и слоев краски. Выявлено три аварийных участка разрушения, которые будут реставрироваться в первую очередь", - приводит РИА "Новости" слова Мельниковой.

Накануне музей объявил конкурс на проведение реставрационных работ стоимостью 2,991 миллиона рублей. По окончании конкурса будет заключен контракт.

По словам Мельниковой, "уникальная икона нуждается в уникальных специалистах".

"Таких в стране немного, и мы видим только одну организацию, имеющую высококлассных специалистов и способную профессионально провести реставрацию - это ГосНИИР. На полную реставрацию потребуется не 5-6 лет, а значительно больше", - сказала она.

Реставрация будет проводиться во Владимире, поскольку икона не подлежит транспортировке.

Как пояснила журналистам реставратор музея Нина Тараканова, последняя реставрация иконы проводилась в 1958 году и длилась 20 лет. Икона вернулась в музей только в 1978 году и была помещена в Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Летом 2009 года на иконе была обнаружена плесень, в связи с чем она была изъята из собора и помещена в специальное помещение музея, где созданы благоприятные условия хранения - установлена температура 18-19 градусов и влажность 49-50%. В настоящее время икона находится в стабильном состоянии, и процесс ее разрушения приостановлен. Специалисты музея осуществляют два раза в неделю мониторинг состояния реликвии.

"Таких памятников в стране осталось не более десятка", - подчеркнула Мельникова.

Напомним, что заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц, комментируя два года назад состояние образа, заявил, что икона "тяжело больна".

Говоря о плачевном состоянии иконы, Лев Лифшиц напомнил, что памятник был передан музейщиками в Успенский монастырь в 1993 г., а в 1998 г. для иконы была построена специальная климатическая витрина, которая могла выполнять свою функцию только в сочетании со специальными дефендерами-осушителями. Однако монастырь неоднократно грубо нарушал условия хранения иконы и содержания памятника архитектуры XVI в. Об этом побробно рассказывается в статье прежнего генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой.

"Дефендеры шумели во время работы и мешали богослужению. Кроме того, они потребляют много электроэнергии, а монастырю нечем было платить – их и не включали", – сетует Лифшиц. В результате икона пропиталась таким количеством влаги, что, по самым осторожным прогнозам реставраторов, она сможет освободиться от нее, "высохнуть", не менее, чем за полгода. Можно ли будет в таких условиях спасти красочный слой, пока не может сказать никто, добавил Лифшиц.

"В монастыре свято верят, что икону "починят" и вернут на место. А если нет – знаете, как они обычно говорят: Бог дал – Бог взял. Как будто Бог нас избавляет от ответственности! Я думаю, что такая психология к христианству не имеет никакого отношения", – сказал Лифшиц.

Он с горечью заметил, что критическая ситуация с Боголюбской иконой и подобные ей прецеденты с передачей памятников искусства из музеев Церкви напоминает ему библейскую притчу о суде Соломона: кому достанется ребенок – родной матери или приемной? "Кто будет заботиться о его жизни и здоровье? Может, проще его разрубить пополам? Главное – должна быть искренняя любовь к чудотворному образу, а не гонор и гордыня, когда каждый хочет доказать, что икона принадлежит им". "Вообще с самого начала было понятно, что хорошим не кончится", – заключил эксперт.

История Боголюбской иконы

Боголюбская икона Божией Матери является одной из древнейших чудотворных икон России. Она была написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери. Князь Андрей в 1155 году, переселяясь из Вышгорода под Киевом в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии икона была названа Владимирской). Недалеко от Владимира лошади, которые везли киот с чудотворной иконой, остановились и не трогались с места. Князь тогда попросил священника Николая, сопровождавшего его, совершить молебен перед иконой и начал усердно молиться образу. В походном шатре, куда он позже перешел и где продолжал молиться, ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела ее образ, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, который явился в этом время над землей, благословил ее, и видение исчезло.

Князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и образовался монастырь. Потом он призвал иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел ее в явлении - во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.

Когда церковь была построена, благоверный князь перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое и утвердилось в Русской Церкви. Он назвал образовавшийся вокруг обители монастырь и город Боголюбовом. По его словам, "Божия Матерь возлюбила это место". Сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Владимирская икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, позже была перенесена из Боголюбова монастыря в Успенский собор Владимира. Боголюбская икона была оставлена в Боголюбове.