В минувшее воскресенье в Казани, на площади перед Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала, состоялся митинг татарских национал-сепаратистов и исламских фундаменталистов. На нем вместо заявленных перед властями требований о прекращении "репрессий против мусульман" прозвучали призывы к свержению светской власти в регионе. По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, этот митинг стал продолжением цепи тщательно спланированных и ранее проведенных акций.
29 июля, напомнил он, в центре Казани уже прошел пикет с точно таким же контингентом участников. Помимо местных сепаратистов, большую часть пришедших составили ваххабиты и члены организации "Хизб ут-Тахрир". 2 августа ими же была организована пресс-конференция в форме стихийного митинга на улице. "Это очень напоминает начало "арабских революций" в Тунисе и Египте", - полагает Сулейманов, слова которого приводит "Интерфакс".
По словам эксперта, "вначале звучат призывы к соблюдению прав человека, делаются заявления о репрессиях и тоталитаризме правящего политического режима, после этого выдвигаются требования к ее свержению, при этом подобные акции проходят регулярно и постоянно".
Городская площадь перед Театром имени Камала превратилась в аналог площади Тахрир в Каире, полагает ученый.
Отличительной особенностью воскресного митинга, по его словам, стали политические требования.
"Председатель "Милли меджлиса" (организации, объединяющей российских и зарубежных татарских сепаратистов) Фаузия Байрамова, выступавшая с трибуны, потребовала создать исламское государство, отправить президента Татарстана Рустама Минниханова в отставку, вице-премьера правительства республики Асгата Сафарова, признавшего проблему ваххабизма, под суд, а местный парламент - Госсовет - распустить", - рассказал Сулейманов, ставший очевидцем митинга.
Подобные заявления лидера сепаратистской организации встретили отклики поддержки со стороны фундаменталистов, которые тут же начали громогласно скандировать "Аллах акбар!" - продолжил он.
"К слову сказать, - добавил Сулейманов, - на митинге были флаги признанной Верховным судом России террористической организации "Хизб ут-Тахрир", члены которой уже участвовали в Татарстане в терактах: подрывах на нефте- и газопроводах в 1999, 2003 и 2005 годах, в создании вооруженного бандподполья в Нурлатском районе республики в ноябре 2010 года, а в январе 2012 года у одного из членов организации Рустама Юсупова в частном коттедже обнаружена была лаборатория по производству взрывчатки и "поясов шахида".
Возглавил пришедших на митинг фундаменталистов Рустем Сафин, имам казанской мечети Аль-Ихлас, в 2009 году судимый как член "Хизб ут-Тахрир, который вместе со вторым имамом мечети Айратом Шакировым предложили митинг провести "по законам шариата", для чего всех участников, стоящих перед трибуной, потребовали разделиться на две группы: мужскую и женскую. В итоге с одной стороны площади выстроились бородатые мужчины, с другой - одетые в хиджабы женщины. Причем "следовать шариату" потребовали даже от пришедших журналистов светских изданий, отметил собеседник агентства.
"Для того чтобы митинг прошел "строго по шариату", на митинге за его участниками следила своя "исламская полиция": крепкого телосложения бородатые мужчины в зеленых жилетах, которые ходили среди участников, и в случае, если кем-то нарушалась половая сегрегация местонахождения на площади, то от него требовали встать на "свою" сторону "в соответствии с шариатом".
"Исламская полиция" потребовала это даже от городских полицейских, которые безропотно поспешили послушаться новым правилам проведения уличных акций, установленных фундаменталистами в Татарстане. Даже обычные зеваки из числа гулявших в этот день на площади вынуждены были подчиниться "законам шариата", - свидетельствует Сулейманов.
В желании построить "исламское государство" в Татарстане организаторы митинга пошли на требование запрета государственной символики России, рассказал исламовед.
"В самом начале митинга произошел конфликт религиозных радикалов с пришедшим поддержать "невинных мусульман" лидер одного из местных "белоленточных" организаций - движением "Против преступности и беззакония" - Дмитрием Бердниковым, - рассказывает Сулейманов. - Тот стоял с флагом своего движения, который представляет собой российский триколор, на котором написано название движения. Представители "исламской полиции" обступили Бердникова и потребовали у него свернуть российский флаг якобы на том основании, что знамена "кяферского (неверного. - Прим ред.) государства" не должны присутствовать на данном мероприятии".
При этом над всей площадью развевались знамена исламских радикальных организаций, которые участники называли флагами "будущего халифата". Раис Сулейманов обратил внимание на стилистику изображения флагов "Хизб ут-Тахрир".
"Если фундаменталисты выходят с белым полотнищем, на котором черным цветом написана шахада - символ мусульманской веры - "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк Аллаха", то они дают понять, что находятся в "Дар аль-Ислам" (территория ислама). Если знамя черного цвета, а на нем написана шахада белыми буквами, то исламисты дают понять, что они находятся в "Дар аль-Харб" (территории войны). Однако в Казани религиозные радикалы выходили с обоими видами флагов, тем самым давая понять, что Татарстан они воспринимают и как "территорию ислама", и как "территорию войны", то есть здесь необходимо построить "исламское государство", - прокомментировал теологическую сторону вопроса эксперт.
Он также обратил внимание на то, что на вчерашнем митинге в Казани появились новые лозунги - такие как "Мусульмане Башкирии поддерживают вас!", "Вы не одни! Башкирия с вами!" Эти плакаты, по мнению Сулейманова, явно свидетельствуют о начале координации совместной деятельности между фундаменталистами и сепаратистами Башкирии и Татарстана.
"Последние уже объединились в июне 2012 года, - напомнил исламовед. - Лидер татарстанских "азатлыковцев" Наиль Набиуллин специально выезжал в Уфу для заключения пакта с башкирской сепаратистской организацией "Ку буре" ("Небесный волк") о том, чтобы вместе "бороться против империи", под которой они подразумевают Россию".