semya2008.ru

Ушедший 2008 год был объявлен в России Годом семьи. Уже сама по себе попытка государства привлечь к вопросам семьи внимание общества, свидетельствует о том, что в этой сфере у нас, мягко говоря, не все благополучно. Разводы, беспризорные дети, матери-одиночки, демографический кризис – все эти социальные язвы свидетельствует о том, что семья, ячейка государства, очень больна. А раз больна она, то не отличается здоровьем и само государство.

Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к религиозным деятелям России, представляющим все мировые религии, с просьбой ответить на следующие вопросы: принесло ли какую-то реальную пользу в разрешении семейных проблем объявление Года семьи? И в чем причина кризиса семьи в современном мире?

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: люди обмануты культом комфорта, культом развлечений, культом моды, прожигания жизни

Привлечение внимания к проблемам семьи на государственном уровне, в любом случае полезно. Когда государство декларирует, что семья для него важна, что оно готово семью поддерживать, то это уже само по себе воодушевляет многих людей. Если же говорить о кризисе, то он имеет, прежде всего, внутренние, нравственные причины. Люди обмануты культом комфорта, культом развлечений, культом моды, прожигания жизни. На самом деле, все это не делает человека счастливым. Но понять эту истину можно не сразу, особенно, когда речь идет о молодых людях, которые падки на все яркое. Поэтому, коренным образом должны измениться наша культура и все наши СМИ. Если они перестанут обманывать людей красивой оберткой ложного счастья, то людям будет проще вернуться к настоящим ценностям. А семейные ценности и являются настоящими.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: любовь – прекрасное чувство, но она должна быть ответственной и такой любви необходимо учиться

Само по себе объявление Года семьи необходимо, чтобы обратить внимание общества на определенные проблемы и уже в этом заключается большой плюс. Ведь семья является ячейкой общества, и она сегодня переживает большой кризис. И не только в России, но и во многих других странах. Причины кризиса семьи могут быть самые разные, но я вижу их в безответственности людей. Любовь – прекрасное чувство, но она должна быть ответственной и такой любви необходимо учиться. Проще оставаться себялюбом, эгоистом, пытаться реализовывать свои сиюминутные интересы, нежели стараться посвятить себя другому человеку. Любовь между мужем и женой основана на полном посвящении другу к другу, но человек к этому далеко не всегда оказывается готовым. Поэтому воспитание ответственной любви, которая готова принимать человека таким, каким он есть, со всеми его недостатками, является задачей общества и, в том числе, Церкви.

Председатель Совета Союза Евангельских Христиан-Баптистов Юрий Сипко: cемья в нашем обществе пока что не приобрела той ценности, которой она заслуживает

Завершившийся Год семьи был не только объявлен государством, в свою очередь мы в евангельско-христианской семье баптистов его тоже объявили Годом семьи. Наша община единоверцев тоже обратила внимания на то, что семья сегодня находиться в забвении и в нашем братстве провели серьезную работу по отношению к сиротам, находящимся в государственных детских учреждениях. Мы акцентировали на том, что нужно брать детей-сирот в семьи, хоть на правах опекунства, или для усыновления. И сегодня в нашем братстве этот процесс довольно серьезно развивается.

Если же говорить о государственной оценке того, что происходит сегодня с семьей, то, несомненно, к этой проблеме было привлечено внимание. Но, как это свойственно нашей традиции кампанейщины, пока что все сводится, в основном, к разговорам. Серьезных, эффективных последствий объявления на государственном уровне Года семьи пока нет. Количество детей-сирот, находящихся вне дома, не уменьшилось, не уменьшились детская преступность и насилие в семье и в обществе. Наоборот, сегодня увеличились процессы проникновения в детскую среду разврата и пагубных, а часто даже преступных привычек. Эти негативные тенденции, к сожалению, несмотря ни на что, развиваются все больше.

Нельзя забывать и о демографической проблеме. Да, был в какой-то момент всплеск рождаемости, программы «второй ребенок», «материнский капитал» как-то повлияли на наших соотечественников. Но в целом я не заметил, чтобы изменилось отношение к многодетным семьям и вообще к детям. О том, что кризис семьи остается очень острым, свидетельствует и огромное количество разводов, и рождающиеся вне брака дети. Семья в нашем обществе пока что не приобрела той ценности, которой она заслуживает в моем христианском понимании, которая ей Богом предназначена. Так что мои оценки завершившегося года семьи не очень воодушевленные.

С другой стороны, я не могу быть просто критиком, все равно есть немалая доля успеха для многих семей и детей благодаря тому, что государственная власть обратила внимание на семью. За что я могу сказать спасибо нашему Президенту.

Главный редактор печатного органа Духовного управления мусульман Европейской части России, газеты "Ислам минбаре" Эльдар Мухамеджанов: если человеку не знакомо чувство ответственности, то он никогда не сможет создать прочной, счастливой семьи.

Лев Толстой говорил, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастные семьи несчастны каждая по-своему. Поэтому сложно дать какой-то общий рецепт излечения семьи. Государство, объявляя год семьи, год ребенка, пытается привлечь внимание к проблемам, которые существуют в социальной сфере, что, конечно же, как-то влияет на граждан. Но это не решающий фактор. Мне сложно судить о кризисе семьи, потому что мне понятна логика верующих людей, у которых нет кризиса. И мусульмане, и православные, несмотря ни на что, смело рожают детей. Многодетные семьи верующих, возможно, живут не так и богато, но они, по крайней мере, не распадаются. С другой стороны, можно понять логику не верующих людей, которые хотят жить для себя. Есть анекдот-загадка – чем отличается женатый мужчина, от неженатого? Ответ следующий: женатый мужчина живет как собака, но умирает как человек, а холостяк живет как человек, но умирает как собака. В этой шутке и заключается ответ на ваш вопрос.

Религия накладывает ограничения на человека во всем, в том числе и на отношения между полами, запрещая, например, внебрачные связи. Поэтому, наши семьи более прочные, верующие люди понимают, что семья – это тяжкий воз, который нужно тащить. В традиционном обществе статус членов семьи был разным, и это тоже делало семью более прочной. Сейчас же все сравнялось, женщина часто зарабатывает больше мужчины, поэтому вертикальные связи в семье ослабляются, семья приобрела совершенно другой статус, она уже не является той классической семьей, которая была еще каких-нибудь полвека назад. То, что религия подразумевает под семьей и то явление, которое называется семьей в нашем социуме – это разные вещи. Так что в кризисе семьи сокрыто много различных проблем. Но однозначно можно сказать, что глубинная причина этого кризиса заключается в кризисе мировоззрения. Если человеку не знакомо чувство ответственности, то он никогда не сможет создать прочной, счастливой семьи.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган: Россия – это российские семьи, поэтому Год семьи у нас должен быть всегда

Все приносит какие-то плоды, и объявление в России Года семьи даст определенный результат. Другое дело, что кардинальные изменения в состоянии современной семьи могут прийти только тогда, когда религии донесут до людей ту мысль, что создание семьи является Божьей заповедью. Поэтому долг каждого мужчины и каждой женщины заключается в том, чтобы создать семью, к которой нужно относиться с великим почтением. Семья, как и всякая община – если это, конечно, не преступное сообщество, – является святой. Мы должны осознать, что брак освящен Господом и его нельзя разрывать, особенно когда у супружеской пары появляются дети. Разводы должны быть осуждаемы в обществе, потому что разрыв брачного союза греховен. Обычно люди оставляют семью из-за того, что находят нового партнера или становятся одержимыми какой-то идеей, например, стремятся сделать карьеру и семья начинает им мешать. Но служение карьере – это идолопоклонничество.

Мы должны понимать, что Россия – это российские семьи, поэтому Год семьи у нас должен быть всегда. Нам необходимо пересмотреть отношение к старикам, потому что они, если мы их игнорируем, являются тем недостающим звеном, из-за отсутствия которого распадаются семьи. Одинокие старики сегодня не могут выжить на одной своей пенсии, но выжить в семье можно всегда. И чтобы решить эту и другие проблемы нам нужно потихоньку начинать строить одноэтажную Россию. Когда люди будут жить на земле естественной жизнью, то у нас будут крепкие семьи, старикам не надо будет умирать в одиночестве, а дети наши не будут бояться создавать семьи, потому что им будет, где жить. И тогда у нас Год семьи будет каждый год.

Зав. кафедрой всеобщей истории Российского университета Дружбы народов, член совета Московской общины буддистов Баатр Китинов: чтобы семья была сильной, в ней должен царить порядок

Буддизм, как и другие мировые религии, стоит на той точке зрения, что семья – это высшая ценностью, отношения в ней регулируются, как общим правом, так и теми моментами вероучения, которые разъясняют природу отношений супругов, детей и родителей и т.д. Соответственно нашему вероучению, младшие должны подчиняться старшим – на Востоке, как известно, сильно развит культ предков, культ рода, который в каждой стране, где исповедуется буддизм, обретает свои характерные черты.

Известно, что Будда Шактьямуни был женат, что у него был сын, тем не менее, когда он понял, что нынешний образ жизни не ведет к просветлению, он оставил свою семью. Здесь нужно понимать, что речь идет о человеке, который принял твердое решение стать на путь просветления, то есть, о монахе. А монахи должны безоговорочно соблюдать целибат. Как-то у Далай-ламы спросили, что будет, если все вдруг станут монахами? На что он ответил, что такое не должно произойти, потому что в этом случае люди просто исчезнут. Таким образом, буддизм признает, что семья – это основа, что порядок и стабильность в семье гарантирует порядок и стабильность в государстве. Буддизм выступает за сильное, сплоченное централизованное государство. Та же позиция у нас в отношении семьи: чтобы она была сильной, в ней должен царить порядок.

Что касается кризиса современной семьи – а разводы, к сожалению, случаются и в религиозных семьях, – то это происходит из-за того, что жизнь всего общества влияет на все сферы жизни человека, в том числе, и на семейную. Устои религии сегодня становятся второстепенными, более того, сама религия находится под влиянием государственных институтов, на нее влияет политика. И хотя буддизм говорит, что религия и политика должны жить каждый своей жизнью, в своих работах иные буддистские философы отстаивают принцип единства правления и веры. На этом принципе, например, было основано правление династии Юань, можно привести и другие примеры. Так что те, процессы, которые происходят в современной семье, неизбежны.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: любить, без чего нормальной семьи не построишь, значит отдавать

Объявление года семьи является своего рода пиаром. Поскольку СМИ, занимающиеся пиаром, имеют определенное воздействие на сознание людей, то, конечно же, происходит какое-то влияние на них и в вопросах семейной жизни. Но влияние это поверхностно. Проблемы семьи вызваны не отсутствием хорошего пиара, и решить их, даже с его помощью, невозможно. Глубинные корни этой проблемы заключается в том, что современная цивилизация делает человека эгоистичным. Она внушает ему, что самый лучший способ существования – это потреблять и наслаждаться самому.

Если человек поверил в то, что потребление и наслаждение являются целью и смыслом человеческого существования, то в его жизни не останется места нормальным отношениям. Потому что психология потребителя строится на том, чтобы брать. Любить же, без чего нормальной семьи не построишь, значит отдавать. Если человеку с рождения внушают, что он должен постоянно брать, то это не может не вызвать отторжения к самой идее любви, построенной на жертве. Человек, не способный отдавать, поступаться собой, никогда не сможет вступать в глубокие, осмысленные отношения с другими людьми, которые всегда построены на принципе заботы и жертвы. И так как современные люди, из-за рекламы, из-за пропаганды в печатных СМИ и на телевидении идеологии потребления, все меньше и меньше становятся способными к жертве и заботе о других, то семья неминуемо будет разрушаться. Потому что настоящая семья строится на способности к самопожертвованию. Современные же люди строят отношения на каком-то договоре, и если они вдруг перестают устраивать и удовлетворять друг друга, то тут же расходятся. Люди не понимают, что смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои потребности, а в том, чтобы научиться любить и быть счастливым в этой любви.