Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что теоретически священнослужитель может стать во главе государства, но он не желал бы, чтобы это происходило.
"Вы знаете, священник может даже стать президентом. Я не очень хочу, чтобы это происходило, но формально никто не может ограничить право любого лица занять государственную должность", - сказал представитель Русской православной церкви в эфире радиостанции "Комсомольская правда", сообщает "Интерфакс".
Священник указал на то, что "Церковь сама ограничивает священнослужителей от того, чтобы они становились работниками органов власти", и об этом было "очень ясно" сказано на последнем Архиерейском Соборе в одном из его решений. Но на самом деле, убежден Всеволод Чаплин, священник может быть и директором музея, школы, магазина, если он имеет соответствующее образование.
Он назвал "чисто советским рецидивом" ситуацию, "когда светскость понимается как полное изгнание религии отовсюду, как представление о том, что место попов только в храмах и чтобы они там махали кадилом".
Глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, выступая в эфире той же радиостанции, также заявил, что "светскость государства не означает его атеистичности и антирелигиозности", поскольку в настоящий момент в России очень много верующих людей.
Ранее глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион заявил, что священнослужители смогут участвовать в политической борьбе только в порядке исключения.
"Мы не вносим никаких принципиальных изменений в Основы социальной концепции Русской православной церкви. Остается основополагающим принцип неучастия священнослужителей в политической борьбе, в политических партиях, а также в каких бы то ни было выборных или предвыборных мероприятиях, связанных с партийной деятельностью", - сказал он 1 февраля на пресс-конференции в Москве.
Исключением могут стать те случаи, когда участие священнослужителя оказывается необходимым для защиты интересов канонической церкви. "Например, где-то на Украине какой-нибудь раскольничий лжесвященник выставляет свою кандидатуру на выборах, он участвует в этих выборах, он носит рясу и крест, в публичном сознании он ассоциируется с Церковью, а его деятельность в качестве выбранного депутата будет наносить урон канонической Церкви. В этом случае священнослужитель канонической церкви ради защиты интересов Церкви и чтобы противостоять расколу может включиться в такого рода деятельность и выставить свою кандидатуру на выборах", - привел пример митрополит Иларион.
Митрополит указал, что в западных странах практика участия священника в политической борьбе очень разная. "Есть страны, где священнослужители становятся президентами, есть страны, где священнослужители тех или иных конфессий участвуют в работе политических партий, но для Православной церкви неучастие в политическом процессе всегда было принципом, взятым за основу ее существования", - напомнил митрополит.
В декабре 2010 года на президиуме Межсоборного присутствия уже было заявлено, что представители духовенства и церковного аппарата могут выдвигать свои кандидатуры на выборах только в случаях крайней необходимости.
В проекте одного из документов, который был одобрен по итогам заседания президиума этого совещательного органа под председательством Патриарха Московского и вся Руси Кирилла, говорится, что "в данный исторический момент иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней (общегосударственные, региональные, местные)".
"Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости. В этом случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение", - отмечается в документе, который опубликовала патриаршая пресс-служба.