Буддисты отмечают главный праздник своей религии - день рождения ее основателя. В течение трех дней в московском представительстве Буддийской традиционной Сангхи России по утрам будут совершаться праздничные молебны. В сам день рождения Будды, 13 мая, совершают ритуал дончод - "праздник тысячи подношений". У статуи Будды жертвуют пищу, чистую воду, благовония и цветы, сообщает ИТАР-ТАСС.
К празднику приурочены и художественные проекты. Так, 16 мая в столичном музее ГУЛАГа откроется выставка "Репрессированный буддизм", посвященная основам буддийской религии и ее отношениям с советской властью. Здесь можно будет увидеть архивные фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие быт бурятского, калмыцкого и тувинского народов конца XIX - первой трети ХХ веков. Через реплики религиозных изображений /танка/ из собрания Российского этнографического музея посетителей познакомят с морально-этическими нормами и основными философскими положениями буддизма.
День Рождения, Просветления и Ухода в Нирвану Будды (Вишакха Пуджа, или Весак), который встречают сегодня последователи древней религии, посвящен трем самым главным событиям из жизни Будды Шакья Муни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану (Паринирване). Поскольку большинство буддийских школ, считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.
Предание так описывает рождение Будды - принца Сиддхартхи Гаутамы (Шакья Муни): царице Майе, супруге правителя народа шакья Шуддходаны, приснился сон, в котором она увидела, как молодой белый слон с шестью бивнями спустился с неба и вошел в ее лоно. Боги открыли ей, что она родит сына, который станет Буддой (Просветленным). Когда подошло время рождения ребенка, царица отправилась к своим родителям. По пути она посетила прекрасный сад, называемый "роща Лумбини", который был полон цветов и поющих птиц. Внезапно у царицы начались роды, и она родила Будду прямо среди цветов. С неба хлынули два потока воды: один был прохладный и освежающий, другой - теплый и благоуханный. Они омыли Будду и его мать. Младенец встал на ноги сразу после того, как родился. Укрытый от солнца белым зонтом, который держали над ним боги, он повернулся лицом к северу и сделал семь шагов. Затем, бросив взгляд на остальные три стороны, он произнес: "Я господин мира и лучший в нем. Это мое последнее рождение и больше я не появлюсь на свет".
Проведя 29 счастливых лет во дворце своего отца, Сиддхартха Гаутама покинул его и ушел на поиски истины, которую он открыл в возрасте 35 лет, сидя под деревом бодхи. Став Просветленным (Буддой), он начал проповедовать открывшуюся ему Истину (Дхарму) и основал монашескую общину (Сангху). Когда Будде исполнилось 80 лет, он решил завершить свое земное существование и отошел в Нирвану - вечное и высшее бытие, в котором отсутствует цепь перерождений.
Вишакха Пуджа считается самым важным из всех буддийских праздников. В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев (бодхи) и ступ. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны). Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды. С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред маленьким живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения Будды.
В канун праздника люди посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
В традиции ламаизма этот праздник - тиб. Сага Дава, монг. Дончод-Хурал - является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно - поминовение Будды.
Праздник, посвященный дню рождения Будды, празднуют последователи традиции Махаяны и Тхераваджи. В некоторых регионах России, в частности, в Калмыкии, он объявлен национальным праздником.