Жуковский районный суд Калужской области отменил свое решение о признании экстремистской картины художника Александра Савко "Нагорная проповедь", на которой вместо Иисуса Христа изображен Микки Маус.
"Расположенный в Тарусе Жуковский районный суд Калужской области отменил собственное заочное решение о признании картины художника Александра Савко "Нагорная проповедь" из цикла "Путешествие Микки Мауса по истории искусства" экстремистским материалом", - заявил правовой аналитик межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора" Дамир Гайнутдинов. Его слова со ссылкой на пресс-службу этой организации приводит "Интерфакс".
Напомним, что суд признал картину экстремистской 18 августа. Однако самого Савко на заседании не было - его не уведомили о начале судебного разбирательства, отмечается в сообщении правозащитников.
"Савко был лишен возможности защищать свое произведение, представлять свои доказательства и оспаривать доказательства прокуратуры. Именно это и стало причиной отмены заочного решения. Теперь рассмотрение дела начнется заново уже 1 ноября", - заявил Гайнутдинов.
По его словам, перед заседанием 18 августа прокуратура не стала проводить никаких экспертиз, ограничившись материалами уголовного дела по обвинению организаторов выставки "Запретное искусство".
"Несмотря на то, что в указанных экспертизах речь шла о выставке, в рамках которой экспонировалась целая серия произведений искусства, и оценивалась выставка в общем, суд тогда посчитал, что этих доказательств достаточно, и признал одну конкретную картину экстремистской", - сказано в сообщении.
Иск к художнику направила в прокуратуру одна из жительниц Тарусы. Просматривая в интернете полотна с выставки "Запретное искусство - 2006", была оскорблена работой Савко "Нагорная проповедь" из серии "Путешествия Микки Мауса по истории искусства". Речь идет об измененной гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда со сценой Нагорной проповеди, где фигура Христа заменена на Микки Мауса.
После обращения в прокуратуру исковое заявление было направлено в суд. Суд в порядке заочного производства признал графическую работу Савко экстремистским материалом.
Как говорилось в сообщении областной прокуратуры, в ходе судебного заседания установлено, что "использованный Савко прием соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации - даже вульгарного) образа Микки Мауса превратил эту графическую работу в карикатуру на Иисуса Христа".
"Тем самым, евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии", - отмечала прокуратура.
Это решение вызвало недоумение экспертов. В частности, генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин, комментируя решение суда, заявил агентству "Интерфакс": "Нельзя так буквально, в лоб воспринимать произведение современного искусства. Это абсолютно неправильно, это в корне неверно".
По мнению директора ГЦСИ, следуя подобной логике, можно зайти далеко и признать экстремистской, например, знаменитую картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына".
"На этой картине отец сидит с искаженным от ужаса лицом, раскроив металлическим посохом своему сыну череп, сын валяется в луже крови, и все это изображено более чем реалистично и натуралистично. Тогда это произведение Ильи Ефимовича Репина можно воспринимать как призыв к насилию или его пропаганду", - заметил Миндлин.
Он также обратил внимание на то, что в мировом искусстве существует множество примеров изображения интимных отношений, которые кому-то могут показаться порнографией, но это не значит, что такие произведения нужно запретить.
"В самые разные времена - в Древнем Египте, Древней Греции, Древней Индии в бесконечном количестве в мировой культуре изображались гениталии. Это же не порнография, но это легко обозвать порнографией. И давайте тогда под соусом того, что это порнография, запретим показ достояния мирового культурного наследия", - сказал Миндлин.
Эксперт подчеркнул, что любое художественное произведение имеет множество смыслов самых различных уровней и значений. Миндлин не считает работу Савко выдающимся произведением, но выступает против однобокого и дилетантского восприятия искусства.
"Непонятно, на основании какого экспертного заключения представители прокуратуры, не являясь специалистами в области современного искусства, имеют право комментировать и выносить экспертные заключения", - сказал он.
Как отметил Миндлин, при рассмотрении в суде подобных дел необходимо привлекать независимых авторитетных специалистов в области современного искусства, которые и должны давать оценки произведениям. Непонятно, почему именно эта работа вызвала такое порицание, так как среди работ выставки "Запретное искусство - 2006" эта далеко не самое вызывающее полотно. Так, среди работ можно увидеть распятие Христа с головой Ленина, рекламный баннер McDonalds с изображением Иисуса Христа и надписью "This is my body" ("Это мое тело") и другие.
По его словам, "авторы создают художественные произведения, которые используют в своих стратегиях различные социальные, политические, религиозные и другие имиджи", и задачей современного художника "не является унижение, оскорбление, даже высказывание своей религиозной или политической позиции".
В свою очередь художник, основатель и лидер движения "Митьки" Дмитрий Шагин поделился своей интерпретацией упомянутой работы: "художник сокрушается о том, что из нашей жизни уходит вера, а на ее место приходят новые чуждые идолы".
"Запретное искусство - 2006" - художественная выставка, проходившая с 7 по 31 марта 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в Москве. Выставка подверглась резкой критике со стороны ряда религиозных и националистических организаций, а в отношении ее организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова было возбуждено уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда.