НГ-Религии

Роман Силантьев освобожден от должности исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России (МСР).

Такое решение принял президиум Совета на внеочередном заседании, состоявшемся сегодня в Москве. Поводом для его созыва стал протест Совета муфтиев России, который в открытом обращении назвал монографию Р. Силантьева о новейшей истории исламского сообщества страны "сильным фактором дестабилизации, нетерпимости и отсутствия уважения к лидерам традиционного ислама".

Одновременно Совет муфтиев ставил вопрос о возможной приостановке своего членства в Межрелигиозном совете в знак протеста против выхода книги. Условием продолжения своего участия в работе этой организации мусульманские лидеры поставили обсуждение практики подобных публикаций и высказываний, которое могло бы состояться на специальном заседании Межрелигиозного совета.

За месяц, прошедший со времени демарша Совета муфтиев, целый ряд известных мусульманских деятелей, религиоведов и публицистов дали оценку монографии Р. Силантьева, не найдя в ней признаков исламофобии.

Кандидатуру нового исполнительного секретаря предполагается утвердить на ближайшем заседании Межрелигиозного совета, которое, как ожидается, состоится 7 февраля.

При этом сам Р. Силантьев в своем обращении в президиум МСР, текст которого был передан сегодня в агентство "Интерфакс", попросил освободить его от должности по собственному желанию.

"К сожалению, как показали недавние события, мне крайне затруднительно совмещать этот пост с научной деятельностью, которая для меня принципиально важна", - отметил автор книги.

Он выразил сожаление в связи с тем, что публикация его монографии вызвала "столь резкую реакцию части мусульманских лидеров". "Это особенно печально в свете того, что она задумывалась как апологетика традиционного ислама, испытывающего в настоящее время серьезное давление со стороны деструктивных сил", - сказано в документе.

Одновременно автор книги выразил глубокое уважение тем людям, которые "в тяжелейших условиях возрождали российский ислам и боролись с экстремизмом".

То, что большая часть мусульман и ученых-исламоведов приветствовала появление такой монографии, по мнению Р. Силантьева, дает ему моральное право продолжить работу в этом направлении.

Автор подчеркнул, что при подготовке своей книги не нарушал никаких письменных или устных договоренностей, не злоупотреблял служебным положением и не предавал огласке закрытых документов.

"Представители всех трех мусульманских центров были заранее оповещены о моих намерениях написать такую книгу, а также были поставлены в известность о теме кандидатской диссертации, на базе которой она готовилась. И никто из духовных лидеров ислама не подвергал сомнениям мое право выступать в роли независимого исследователя", - отметил Р. Силантьев.

В заключение он выразил готовность продолжать сотрудничество с Советом в своем новом качестве и поблагодарил всех людей, от которых услышал "в эти трудные дни" слова поддержки, выразив особую признательность духовным лидерам мусульман Северного Кавказа, Татарстана и Центрального духовного управления мусульман России, "чьи заявления позволили переломить ход диффамационной кампании и сохранить Межрелигиозный совет".