В Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) сегодня состоится защита докторской диссертации Вильяма Шмидта "Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации". Работа исследователя заслужила внимание не только ученых, но также Патриархов и госдеятелей в России и за рубежом.
"Тема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, потому что, на мой взгляд, в работе решается та самая важная проблема - государственной идеи, которую мы все ищем и найти не можем", - сказала РИА "Новости" завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС, профессор Ольга Васильева.
По ее словам, исследование имеет "гражданское звучание", поскольку может "совершенно спокойно использоваться в современной России" для регулирования социально-политической жизни общества, совершенствования общественно-институциональных отношений и отношений с международным сообществом.
"О Никоне вроде бы написано много, но глобальных работ давно уже не было", - отметила Васильева.
Конечно, не все в диссертации бесспорно, но несомненной заслугой автора профессор считает введение в научный оборот огромного количества документов, касающихся Никона, в том числе собственноручных сочинений Патриарха. Многие из этих источников и до революции, и после находились в закрытых архивах.
Шмидт посвятил реабилитации Никона, чье имя связывается в массовом сознании с расколом Церкви и общества в XVII столетии, многолетнюю научную и организационную деятельность. Собрал и издал в 2004 году "Труды" Патриарха, участвовал в подготовке 400-летнего юбилея со дня рождения Никиты Минина в 2005 году, возрождении основанного им Ново-Иерусалимского монастыря, в проведении выставок и конференций, инициировал проект памятника Патриарху.
"340 лет назад был оклеветан, осужден Собором 1666-1667 годов и заточен в монастырское смирение выдающийся церковный и государственный деятель России и Вселенского Православия - Никон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руси", - сказал РИА "Новости" Шмидт.
Вместе с тем он напомнил, что уже 15 лет спустя, в сентябре 1682, "вселенские Патриархи" - Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, - прислали в Москву "разрешительные грамоты". Согласно этим грамотам, осужденный Никон прощался и "восстанавливался в сонме Патриархов Российских" - как "столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший".
В своем исследовании Шмидт выдвигает гипотезу об искусственном создании "негативного социокультурного мифа" о Патриархе Никоне, его деятельности и наследии - западными государствами, в частности, Ватиканом. Демонизация образа Никона была им необходима, по мнению автора, для сокрытия "антирусской, антиправославной политики", важными достижениями которой стали ссора между царем и Патриархом, разрушение так называемой "симфонии властей" как модели церковно-государственных отношений, раскол Церкви и общества. В итоге - искомое ослабление сил и имперских тенденций "Третьего Рима".
Тем не менее, Шмидт убежден, что именно благодаря наследию эпохи Никона Россия стала "мощнейшей мировой державой, стратегические интересы которой заключены в удержании социальной, полиэтнической, поликонфессиональной стабильности и поликультурной открытости миру".
В РАГС поступило более 40 отзывов на исследование Шмидта - из госорганов, ведущих научных, культурных и духовных центров России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии, Польши, США. Благодарность за получение автореферата диссертации выразили Патриархи Московский и всея Руси Алексий II, Сербский Павел, первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, митрополиты Варшавский и всея Польши Савва, Минский и Слуцкий Филарет.