Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), принимавший участие в Днях России в Латинской Америке, заявил в интервью РИА "Новости", что священнослужители, уводящие свои приходы в раскол, "преступно играют со спасением" своей паствы.
"Мы общались с людьми, которые не подчинились решению Синода Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) о воссоединении с Московским Патриархатом", - сообщил наместник Сретенской обители.
Он выразил надежду, что "благодать Божия, если ей не будет противопоставлено греховное человеческое упорство, победит этот дух вражды на Церковь Христову и сознательное противление истине".
"Мне говорили, что такие утверждения, может быть, слишком сильные. Но я глубоко убежден, что люди, ставящие себя вне церкви, преступно играют со спасением - своим и вверенной им паствы. А здесь никакая ложная деликатность и политкорректность неуместны", - подчеркнул архимандрит Тихон.
По его словам, главная причина "непослушания" отдельных представителей РПЦЗ своему священноначалию - "непонимание сущности Церкви, отсутствие истинного церковного духа".
"Я спросил у одного из таких священников: неужели он не понимает, что, приняв свое решение и вступив в общение с запрещенным епископом (Одесским Агафангелом), он ставит себя и свою паству в самое страшное положение, которое только может быть для православного христианина, - он оказывается вне Христовой Церкви?", - отметил архимандрит Тихон.
По его словам, собеседник привел много возражений, но "казалось, что он и сам прекрасно понимает, в какое ужасное положение этот выбор ставит и его самого (доброго, умного, деятельного священника), и его духовных детей".
В то же время, многие "церковные люди", сообщил архимандрит Тихон, недоумевают, "зачем предпринимать такие огромные усилия для горстки раскольников, которых и двух сотен не будет в каждой стране, а в Чили, например, и того меньше - не более двух десятков".
"Но для меня необычайно важно было (в первую очередь - как еще одно подтверждение правильного пути нашей Церкви) благословение Святейшего Патриарха особо заботиться именно об этих отвратившихся от Церкви людях. Это еще одно подтверждение того, что евангельский дух, повелевающий пастырю, оставив многих овец, отправиться на разыскание одной заблудшей, - жив в нашей Церкви", - подчеркнул наместник Сретенского монастыря.
Главный церковный итог Дней России в Латинской Америке, по его словам, - "то, что Русская церковь пришла в лице такой очень представительной и большой делегации духовенства и мирян - к верным чадам, которые десятилетиями исповедовали православие на далеком латиноамериканском континенте, которые были верны Русской церкви, поняли промысел Божий в ее воссоединении и присоединились к этому процессу"."Для нас это праздник единомысленных людей", - добавил архимандрит Тихон.
Один из наиболее запомнившихся ему примеров - общение со старейшим клириком РПЦЗ в Буэнос-Айресе священником Владимиром Скалоном. По словам архимандрита, он являет собой "образ настоящего мудрого русского священника".
Другой пример - чилийские православные в Сантьяго. "Они по рождению чилийцы, совсем не знают ни русского, ни церковнославянского языка. Но они сами нашли православие, Русскую церковь - и это необычайно глубоко, трогательно и поучительно. Это еще раз заставляет задуматься о том великом сокровище, которым с избытком владеем мы в России и даже крохи которого здесь, в Чили, делают людей бесконечно богатыми духовно, даруют им смысл жизни и общение с Богом", - заключил архимандрит Тихон.
Русская духовная культура стала основой Дней России, которые стартовали 17 октября и за месяц охватили семь государств и десять городов Латинской Америки: Кубу (Гавана), Коста-Рику (Сан-Хосе), Венесуэлу (Каракас), Бразилию (Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу), Аргентину (Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата), Чили (Сантьяго) и Парагвай (Асунсьон).
В духовных и светских акциях программы приняли участие глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон, первоиерарх Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополит Иларион и другие архиереи РПЦ и РПЦЗ, а также хор Сретенского монастыря, считающийся одним из лучших певческих коллективов.
Напомним, что 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя прежний первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр и Патриарх Алексий II подписали канонический акт о воссоединении РПЦЗ с РПЦ. Воссоединению Церквей предшествовал четырехлетний переговорный процесс, в ходе которого сторонам удалось сблизить позиции по проблемам "сергианства" (отношение к госвласти), экуменизма (движение за единство христианских церквей), а также отказаться от обоюдных имущественных притязаний. Подписав акт, Зарубежная церковь стала неотъемлемой частью РПЦ - правда, со статусом самоуправляемой церковной структуры.
Между тем Интеграционный процесс уже обернулся расколом внутри самой РПЦЗ. После подписания канонического акта недовольная часть священства отделилась от официальной Зарубежной церкви, создав Временное высшее церковное управление.
Летом прошлого года священноначалие РПЦЗ обратилось с "последним увещевательным письмом" к тем, кто не признал единение с Московским Патриархатом.
В частности, Архиерейский Синод РПЦЗ постановил обратиться к епископу Таврическому и Одесскому Агафангелу "с последним увещательным письмом, предупреждая о том опасном и канонически скользком пути, который он и его сторонники избрали". Об этом говорилось в сообщении по итогам внеочередного заседания Архиерейского Синода.
В состав епархий епископа Агафангела входят все приходы РПЦЗ на Украине, в Молдавии и Белоруссии.
Лидеры Зарубежной церкви на своей первой после объединения Церквей встрече обсудили доклад "о деятельности запрещенного в служении епископа Агафангела и о клириках, ушедших с ним в раскол".
Епископ Таврический и Одесский Агафангел отказался признать воссоединение РПЦ и РПЦЗ, как и подчинение любым распоряжения Московской Патриархии, в чем его поддержали и некоторые другие духовные чины зарубежья.
"Поскольку чаемое всей нашей Церковью покаяние Московской Патриархии в грехах сергианства и экуменизма до сего дня отсутствует, я нахожу преждевременным установление между нами евхаристического и административного единства", - заявил ранее Агафангел.
Он полагает, что принятый Акт о каноническом единстве означает "отказ Зарубежной церкви от своего духовного наследия".