Борис Ельцин привнес в российское общество и политическую элиту новый взгляд на государственно-церковные отношения, - поделился своим мнением о первом российском президенте в беседе с нашим корреспондентом председатель Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Радха Дамодар дас (Сергей Зуев). - Не исключено, что его революционный дух или протест против застывшей системы, его приверженность идеалам демократии сопровождались и его внутренней эволюцией в сторону духовности.
Скорее всего, именно это обстоятельство оказало сильное влияние на его отношение к свободе религиозных организаций и движений, причем эта свобода была во многом не декларированная, как это часто происходит сейчас. Если при Горбачеве началась оттепель, то при Ельцине свободы вероисповедания получили конкретное конституционное наполнение, в перспективе, по меньшей мере. Многие, прежде всего, так называемые "нетрадиционные" религии испытали на себе существенное различие между законом о свободе совести, который появился во времена Ельцина, и тем жестким законом, существенно ограничившим свободу религиозных взглядов, который появился позже и действует до сих пор. В каком-то смысле, короткая эпоха Ельцина на олимпе власти в России была своеобразным "золотым веком религий".
Первый российский президент внес значительный вклад в укрепление российско-индийских отношений. Большую роль в этом сыграл, конечно, и его предшественник Михаил Горбачев, который лично побывал в Индии, встречался с Радживом и Соней Ганди и распорядился создать Центр индийских исследований при Институте востоковедения РАН.
У многих на памяти историческая встреча Бориса Ельцина с тогдашним премьер-министром Республики Индия Нарасимхой Рао в Москве летом в 1994 г., когда обеими сторонами была подписана известная "Московская декларация о защите интересов многонациональных государств". Достаточно привести два положения этой Декларации, красноречиво отражающих прорыв на фронте религиозных свобод. Так, в Декларации подчеркивалось, что "в России и Индии сосуществуют различные религии, которые обогащают и духовные ценности их обществ, и мировую цивилизацию. Право исповедовать, отправлять и проповедовать любую религию обеспечивается Конституциями обеих стран и является характерной чертой их повседневной жизни. Притязания на религиозную исключительность представляют угрозу реализации этого права, поощряют экстремизм и нетерпимость как внутри государств, так и между ними".
В документе также говорилось и о том, что "Россия и Индия со всей ответственностью заявляют о недопустимости разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, поощрения агрессивного национализма и религиозного фанатизма".
С Ельциным ушла целая эпоха настоящей религиозной свободы, а не просто ее эрзац, который, увы, мы наблюдаем сегодня, когда верующие по-прежнему не защищены от произвола чиновников и политиканствующих экстремистов и им приходится отстаивать свое право на веру в судах, считает брахман Радха Дамодар дас.