Непрекращающиеся разговоры о фильме "Код да Винчи" и книге Дэна Брауна, в который раз остро поставил вопрос о сосуществовании в одном информационном пространстве различных взглядов, позиций, культур, религий, столкновение которых чреваты не просто конфликтами, но и трагическими последствиями. Примирить эти различные позиции порой бывает невозможно – то, что для одних норма жизни, для других святотатство, кощунство, смертный грех.
О своем отношении к попранию святынь религиозные лидеры России уже высказывались на сайте "Мир религий", осудив саму попытку оскорбления чьих-либо религиозных чувств. Однако вышедший недавно на экраны фильм, кроме разговора об оскорбленных чувствах, дает повод поставить много иных вопросов.
Например, где та граница, за которую массовая культура перешагивать не должна? Можно ли людям, не разделяющим ортодоксального взгляда на ту или иную религиозную традицию и на личность, ее создавшую, высказывать публично свой недогматический взгляд на религию? И что считать оскорблением, если для одних даже графическое изображение Пророка кажется кощунством, но факт его семейной жизни воспринимается спокойно, в то время, как другие, не боясь изображать не только пророков и святых, но даже Бога, исключают саму возможность отношений Его единородного Сына с женщиной?
Вопрос ведь даже не в том, что история об отношениях Иисуса с Марией Магдалиной не имеет под собой серьезных оснований, вопрос в самом праве говорить о Христе, Моисее, Магомете, Кришне, Будде не согласуясь с той или иной религиозной догмой. Можно ли, например, снять фильм о пребывании Христа в Индии, что подтверждается многими свидетельствами, или это тоже будет оскорблением? И почему многие православные не считают оскорблением откровенно критические высказывания в адрес, например, индуистских или мусульманских святынь? Хотелось бы услышать от религиозных деятелей также ответ на вопрос, не способствуют ли порой сами религии "разрушению веры и духовному геноциду" – как об этом говорилось в связи с фильмом Рона Ховарда, – больше, нежели богоборческие книги, фильмы, выставки?
Разумеется, никакой опрос религиозных деятелей не даст исчерпывающие ответы на эти и другие, вызванные скандальным фильмом вопросы. Но ставить их перед священнослужителями все равно нужно. Хотя бы для того, чтобы прояснить их позицию по той или иной проблеме. Ко всему же, многое ведь можно прочитать и между слов.
Корреспондент сайта "Мир религий" попросил российских представителей пяти мировых религий высказаться по поводу "Кода да Винчи", понимая, что в этом случае они оказались в разных ситуациях: то, что одних в сюжете Дэна Брауна возмутило (предполагаемая женитьба Христа), другими воспринимается нормально. Но все они, вне сомнения, должны объединиться в одном – в противостоянии откровенно богоборческому пафосу романа и фильма.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин: я сознательно ухожу от любой дискуссии на тему "Кода да Винчи"
Я уже высказался по поводу не самого даже фильма, а о факте его выхода в прокат. Считаю, что конфликт вокруг "Кода да Винчи" был умело организован заинтересованными людьми, которые всячески подогревают интерес к фильму, поэтому я сознательно ухожу от любой дискуссии на данную тему. Я никак не хочу участвовать в шумихе по этому поводу, ведущиеся дискуссии вокруг романа и кинокартины считаю искусственно раздутыми. Лично я выскажусь на их счет, когда специально созданный ажиотаж спадет.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: для христиан Иисус Христос имеет настолько важное, исключительное значение, что любые домыслы в Его адрес являются оскорбительными
Сколько бы мы не говорили о том, что протесты против "Кода да Винчи" сделали ему рекламу, все-таки можно понять позицию тех религиозных лидеров, которые резко высказывались против фильма. В конце концов, к религиозным чувствам необходимо относиться с уважением.
Оскорбительной для представителей христианства является не сами по себе любовь мужчины и женщины. Для христиан Иисус Христос имеет настолько важное, исключительное значение, что любые домыслы в Его адрес, любые манипуляции с Его личностью, являются оскорбительными. Думаю, любому культурному человеку понятно, что необходимо уважать святость. Из этого понимания следует, что нельзя манипулировать личностью Христа. Если даже допустить, что люди, причастные к созданию фильма, который принадлежит массовой культуре, искренне верят в семейную жизнь Иисуса, то это вопрос их невежества. Понятно, что в культуре, в искусстве должна быть свобода, однако свобода одного человека, не должна нарушать свободу другого человека.
Если же говорить о роли Церкви в истории, то напомню, что она является живым организмом. Церковь – это Христос, ее невидимый глава, который является святым. Но Церковь – это также еще и люди. А люди везде одинаково грешны, слабы и глупы. Естественно, что среди чад Церкви в течение столетий встречались самые разнообразные негативные поступки, и в Церковь проникало зло. Однако сама по себе Церковь, как тело Христово, является святой, и врата ада не одолеют ее.
Председатель Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: фильм, вокруг которого раскручена скандальная реклама, несомненно, ставит своей целью убить в людях веру в Бога
Фильм, как и сама книга, на мой взгляд, очень поверхностны, и, конечно же, не заслуживают того внимания, которые им уделены. С другой стороны, авторы "Кода да Винчи" покушаются на целостность личности Христа, на Его безгреховность и непорочность, на Его святость. Они сознательно приземляют Христа, делая Его земным человеком, а не Сыном Божьим. Все это и дало право представителям различных религий и конфессий выступить с протестами против покушения на целостность христианства и единобожия. Фильм, вокруг которого раскручена скандальная реклама, несомненно, ставит своей целью убить в людях веру в Бога.
Как священник, я разделяю мир на добро и зло, нет сомнений, что здесь существуют силы света и силы тьмы. Я считаю, что "Код да Винчи" – это очень серьезно продуманная акция темных сил, направленная на разрушение не только христианства, но и веры в Бога. Потому что такой Христос, каким он представлен авторами книги и продажного от начала до конца фильма, нужен только не знающему никаких ограничений либералу. Нам же в ответ на все это, возможно, стоит не столько возмущаться и нападать на создателей фильма, сколько выпускать свою хорошую, качественную продукцию. И ради этого представители различных религий и конфессий должны объединиться.
Конечно же, истинную веру подобные произведения разрушить не способны. Они лишь являются подтверждением слов Христа о том, что будет происходить в наше время, какие придут лжехристы и лжемессии – ведь фильм является попыткой создать другого Христа, другого мессию. Появление "Кода да Винчи" лишь выявляет те зловещие тенденции, которые воцарились в Европе. Посмотрите, за кого голосовали европейцы на конкурсе Евровидения. Очевидно, что Европа сегодня испытывает кризис не только святости и христианских ценностей, но и элементарных нравственности и чистоты.
К великому сожалению, я вынужден согласиться, что представители различных конфессий своими распрями, борьбой за власть, порой делают для дискредитации религии гораздо больше, нежели подобные книги и фильмы.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: согласно нашей традиции, Иисус, или как мы его называем Иса, и был Пророком, предшественником Пророка Мухаммеда
С христианской точки зрения и книгу, и фильм, конечно же, можно назвать еретическими. Что же касается мусульман, то сюжетная канва "Кода да Винчи" может быть интересна нам тем, что Иисус Христос предстает в романе и фильме не сыном Божьим, а всего лишь одним из пророков. Согласно нашей традиции, Иисус, или как мы его называем Иса, и был Пророком, предшественником Пророка Мухаммеда. И то, что согласно версии романа Дэна Брауна, у Христа были дети, и он был женат, вписывается в единобожную традицию, в исламское понимание места пророка Исы в истории.
Можно вспомнить, что в конце семидесятых годов вышел фильм по рок-опере "Иисус Христос – суперзвезда", который тоже был встречен не очень радушно. Но через десять-пятнадцать лет эта опера уже стала классикой, и она теперь воспринимается вполне политкорректно. Мое поколение слушало песни из нее и даже знало слова некоторых арий. Так что у меня по отношению к "Коду да Винчи" двойственное отношение. С одной стороны я против вседозволенности, должны быть какие-то границы, с другой – эти границы трудно установить. Как я уже говорил, для мусульманского сознания подобный взгляд на Христа не оскорбителен.
В любом случае, если у человека крепкая вера, то никакие фильмы и книги ее не разрушат, наоборот, они могут ее только укрепить. В конце концов, современный христианский менталитет, каким он сегодня сформировался на Западе, терпимо реагирует на многое, например, на те же карикатуры на Пророка Мухаммеда, которые были сделаны в Европе. Мусульмане же гораздо строже относятся к подобным вещам, их вера крепче.
Несомненно, что шум вокруг этого фильма, художественные достоинства которого очень сомнительны, создан искусственно. Если бы о нем столько не говорили, и он не был бы показан в Каннах, многие его просто не заметили бы.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: я считаю, что в стабильном обществе религиозные люди должны бороться за права светских людей, а светская часть общества должна бороться за права верующих
Я не думаю, что христиане и мусульмане сделали сознательный пиар "Коду да Винчи", который дает искаженный образ Иисуса Христа. Поэтому понятна реакция верующих – они возмутились, потому что так поступать со святынями кощунственно. Другое дело, что мы не должны забывать о том, какое место эти роман и фильм занимают в современной культуре – это сказка, которая является плодом светского образа жизни. Правда, сказки бывают не только добрые, но и такие, которые вызывают смятение духа. "Код да Винчи" – очень красивая сказка, которая вызывает смятение духа у верующих.
Я считаю, что в цивилизованном обществе религиозные люди должны бороться за права светских людей, а светская часть общества должна бороться за права верующих, что станет залогом социальной стабильности. В конце концов, у каждого человека есть право выбора, и за это право Иисус Христос отдал свою жизнь. Поэтому мы должны смириться с правом других на свое понимание истины. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Смириться – не значит, что нужно молчать, если тебя оскорбили. Но, защищая себя, мы не имеем права наступать на горло другому человеку, сжигать книги, запрещать фильмы и не приведи Господь, устраивать погромы, как это делали некоторые мусульмане в ответ на кощунственные карикатуры. Мы можем негодовать, если наши чувства оскорбили, но нельзя за литературное произведение, если оно даже и кощунственно с точки зрения какой-либо религии, приговаривать писателя к смертной казни. Все должно иметь адекватную оценку, во всем должна быть мера.
Не стоит опасаться, что "Код да Винчи" поколеблет веру христиан, фильм этот смотрят широко открытыми глазами те, кто во время сеанса ест поп-корн и пьет кока-колу, остальные же просто засыпают, чему я свидетель. Эта картина как дождевая вода – она сошла, и про нее все забыли. Вера же, невзирая ни на что, присутствует внутри человека, ничто не может ее поколебать, тем более, подобные триллеры.
Больше всего в своих неудачах религии – я не исключаю и иудаизм – повинны сами. Поэтому мы должны быть крепче духом, должны утверждать свою веру добрыми делами. Наши позитивные дела намного сильнее влияют на умы людей, нежели негативная информация о нас.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: сам факт причастности основателя религиозной традиции к семейной жизни для буддистов не является оскорбительным
Мне трудно сказать что-либо определенное по поводу "Кода да Винчи", поскольку я не читал книгу и не видел фильм. Что касается самого факта причастности основателя религиозной традиции к семейной жизни, то для буддистов это не является оскорбительным. Будда в свое время был женат, он принадлежал к царскому роду и пребывал в блаженстве – он ни в чем не знал недостатка, не знал никаких бед, болезней, не задумывался о старости, о смерти. Его охраняли от всех этих вещей, которые приносят людям страдание. Но когда он однажды увидел, что болезни, смерть, страдание существуют, то в поиске ответов на вопрос как их избежать, бросил семью. Так что для нас не является оскорбительным то обстоятельство, что у Будды была жена, мы воспринимаем это как исторический факт.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: пока религия продолжает оставаться формализмом, ей нечего будет противопоставить вызовам вроде "Кода да Винчи", кроме пикетов и угроз
Скандал вокруг этой книги и фильма раздут, в значительной степени, искусственно. Мы живем в мире, в котором все поддается осмеянию или сомнению. Хотим мы этого, или не хотим, нравится нам это, или не нравится, но такова реальность нашей жизни.
Чрезмерно болезненная реакция на данную ситуацию в каком-то смысле является свидетельством слабости. Разумеется, когда кто-то подвергает осмеянию святыни, это плохо и внутренне мы не должны это терпеть. Но с другой стороны, нужно понимать, что далеко не все люди будут разделять наши взгляды и принимать наши святыни. И если мы всякий раз будем болезненно реагировать на те или иные провокации, то легко можем утратить суть веры. В современном мире нужно находить другие механизмы защиты от размывания духовных ценностей.
В Ведах говорится, что эпоха Кали, в которую мы живем, является веком лицемерия, вражды, торжества лжи. Ложь, клевета и пропаганда становятся самой главной силой века Кали. Лжи мы можем противопоставить только одно – истину, но ни в коем случае не истерическую реакцию. Когда мы пытаемся бороться с ложью, не противопоставляя ей как свой личный, так и коллективный духовный опыт осознания истины, то ложь, в конце концов, победит. Существует одна защита от поругания святынь – духовное образование, усиление собственной духовной жизни, укрепление собственной веры с помощью методов, известных любой религиозной традиции мира. Веру, основанную на живом духовном опыте, разрушить невозможно ничем, потому что ничто невозможно поставить с ней рядом.
К сожалению, в наше время религия подчас слишком слаба духовно и потому довольствуется лишь номинальным главенством в умах людей, замещая формальным соблюдением обрядов понимание сути религии и цели, к которой она должна вести. Но пока религия продолжает оставаться формализмом, ей нечего будет противопоставить вызовам вроде "Кода да Винчи", кроме пикетов и угроз – что, однако, будет лишь укреплять богоборцев в чувстве собственной правоты.