Федеральный Конституционный суд ФРГ принял решение, на основании которого учителя-мусульманки, находясь на работе, имеют право носить традиционный головной платок.
В соответствии с этим решением, которое сегодня комментирует DW-World, учительнице-мусульманке не может быть запрещено носить на уроке головной платок-хиджаб без ссылки на конкретный закон. В задачу административных органов или судов не входит выбор между обязанностью государства соблюдать нейтралитет и основополагающим правом гражданина на религиозную свободу, говорится в приговоре суда.
Пятью голосами против трех судьи на сегодняшнем заседании отменили решения предыдущих инстанций, согласно которым федеральная земля Баден-Вюртемберг запретила Фереште Лудин - гражданке Германии афганского происхождения, занять место учительницы в одной из школ Штуттгарта. Основанием для этого послужило то, что 30-летняя мусульманка отказалась снимать хиджаб во время урока.
Как отмечает комментатор DW-World, вопрос о том, может ли мусульманская учительница носить платок во время занятий или нет, нельзя рассматривать только с точки зрения юридических интерпретаций германской Конституции. Свобода вероисповедания и нейтралитет государства в религиозных вопросах являются основополагающими критериями мирного сосуществования представителей различных культур в немецком обществе. Поэтому, по мнению многих социологов, основной вопрос в данном споре заключается, скорее, в желании либо нежелании довольно крупной религиозно-этнической группы интегрироваться в немецкое общество.
Что же касается принудительного отказа от ношения платка в немецких школах, то здесь даже христианская церковь не может дать однозначного ответа. Ведь, если уж делать школу полностью нейтральной территорией, то и христианским преподавателям придется снять кресты. Отмечает DW-World.
То же самое касается и представителей иудаизма. Преподаватель английского языка в военно-морской школе Бундесвера Гюнтер Шмидт на занятиях с курсантами носит традиционную еврейскую шапочку - кипу, что исполнено для него религиозного смысла. В принципе, традиции иудаизма предписывают мужчинам носить кипу в обязательном порядке только в синагоге, но некоторые особенно верующие евреи не снимают ее и в обыденной жизни.
По словам Шмидта, в этом вопросе у него довольно принципиальная позиция: "Бог не только присутствует в синагоге во время молитвы, он создал весь мир, и весь мир озарен его присутствием".
Гюнтер Шмидт выступает за равноправие религиозных свобод в Германии. По его мнению, каждый человек имеет право на самовыражение.
"Если ислам предписывает мусульманам определенный вид одежды, символизирующей их веру, то никто не вправе заставить их носить что-либо иное. Ведь никто не заставляет немецких преподавателей, которые принадлежат к христианской вере, снимать цепочки с крестами, когда они приходят на занятия. Прежде чем что-либо запрещать, необходимо сначала доказать, скрывается ли за платком, кипой или крестом злой умысел, нарушающий принципы демократического образа жизни. И только, приведя подобные доказательства, можно и даже необходимо принимать меры", считает защитник религиозной свободы.Между тем, как отмечает комментатор DW/World, в этом вопросе есть еще один важный аспект. На него обращает внимание американка Маргот Бэдран, занимающаяся изучением взаимоотношений полов. На ее взгляд, отношение к женскому телу, характерное для последователей некоторых религий, обычаи которых предписывают скрывать его от взглядов мужчин, объясняется патриархальностью западного общества.
По мнению Маргот Бэдран, "во многих мировых культурах женское тело было и остается лишь сексуальным объектом. Оно соблазняет и манит. В то же самое время отношение к мужскому телу абсолютно иное. Подобный образ мыслей вынуждает женщину прикрывать свое тело больше, чем это делает мужчин. Женское тело представляет большую "сексуальную угрозу", чем мужское". Это, как полагает Маргот Бэдран заставляет женщину починиться давлению общественной морали и принуждает ее одеваться и вести себя "как полагается".
Три крупнейшие мировые религии - христианство, ислам и иудаизм уходят корнями в патриархальные культуры. Женщина в таком обществе должна следовать определенному кодексу правил, если она хочет спокойно жить и работать, считает Маргот Бэдран.
Стремление некоторых женщин-мусульманок, живущих в либеральном обществе, соблюдать традиционные формы одежды, получившее распространение в последние годы, по мнению Бэдран, вовсе не связано с тем, что они чувствуют себя угнетенными. Эта тенденция связана с их принадлежностью к консервативным семьям и со своеобразным толкованием заповедей Корана.
Политики, чиновники и судьи, решая, что женщинам-мусульманкам нельзя носить платок в школьных классах, тем самым становятся в один ряд с теми, кто делает политику с помощью женского тела, считает Маргот Бэдран:
"Женщины, - продолжает она, - уже давно стали вывеской общества, государства, нации и религии". Большинство женщин, носящих платок, покрывают голову в знак своей чрезвычайной набожности и лишь единицы используют веру как инструмент политики. По мнению Маргот Бэдран, в так называемом "современном интеллектуальном западном обществе сложилось абсолютно неверное представление о том, что женщины используют свою религиозность в политических целях".