Более 30 коллекционеров и несколько музейных собраний представили свои экспонаты на выставку "Народная икона", которая на минувшей неделе открылась в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств - Галерее искусств Зураба Церетели. Выставку по праву можно считать уникальной: впервые не только в России, но и в мире народная икона в музейном пространстве будет представлена столь широко.
В экспозиции - около 400 памятников: в большинстве случаев это собственно иконы, написанные в разных техниках, а также произведения прикладного искусства - резьба по дереву, литье, финифть. "Это единственная пока выставка народного искусства, которая показывает глубинные слои нашей культуры", - сказал на открытии экспозиции один из корифеев российского искусствознания, ведущий научный сотрудник государственного научно-исследовательского института реставрации Герольд Вздорнов, слова которого приводит в своем репортаже Благовест-инфо.
Народная икона как явление была открыта собирателями и учеными сравнительно недавно, поэтому сам термин "народная икона" еще не устоялся. Об этом говорила на торжественном открытии выставки ее куратор, известный специалист по древнерусскому искусству Ирина Бусева-Давыдова: "Никто пока не знает, что включает понятие "народная икона", оно еще только формируется. Мы подобрали экспонаты на выставку эмпирически". По ее словам, "нет определенности в вопросах о времени возникновения этого феномена, о социальной принадлежности и творческом методе мастеров, о взаимоотношении понятий "народное", "самодеятельное", "ремесленное", "профессиональное", "наивное", "примитив".
В "деревенских" иконах обычно видели только упрощенный вариант высокого иконописания, не обладающий самостоятельной художественной ценностью. Однако народная икона, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью народного искусства и народной культуры, которые не сводятся к примитивизации культуры и искусства верхних слоев общества. Иконы, созданные бесхитростными "богомазами", играли огромную роль в жизни русского народа, отражая основополагающие представления о святом и прекрасном".
На церемонии открытия упоминали о том, что в прошедшем году впервые состоялись две выставки, посвященные народной иконе, - в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области и в Государственном историко-художественном и архитектурном музее Кирилло-Белозерского монастыря, вызвавшие, несмотря на свои небольшие размеры, огромный интерес у публики и специалистов.
Экспозиция в залах Академии художеств впервые представляет столь обширную географию народного искусства. Произведения сгруппированы по территориальным собраниям: это, в первую очередь, Русский Север, Урал и Центральная Россия, Владимирские села (в том числе - Холуй), Ярославская область, южнорусские села. Хронологический диапазон также значителен: старейшие памятники датируются XVII веком, а завершают выставку несколько неожиданных экспонатов – это произведения 1960-1970-х годов, созданные на волне увлечения древнерусским искусством.
Стилистическое разнообразие представленных произведений поражает воображение. Как поясняет Бусева-Давыдова, иконописцы Севера вдохновлялись традициями столичного искусства второй половины XVII века, а в Сибири развивался городской примитив, ориентированный на академические образцы. В XVIII веке в народной иконе нашел отражение стиль барокко, что породило много вариантов перехода от "ученой" культуры к низовой. "Расхожие" иконы Палеха и Мстеры сохраняют средневековые черты, тогда как соседний Холуй затронут влиянием барокко. Ни с чем не спутаешь "цветущие южнорусские" иконы, как назвала их куратор, имея в виду буйный колорит и изобилие деталей в этих произведениях.
Иконы из своих коллекций на выставку представили Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собиратели произведений древнерусского искусства Евгений Ройзман, Александр Ильин, Вячеслав Момот, Михаил Чернов и многие другие.
Основатель музея "Невьянская икона", известный общественный деятель Евгений Ройзман говорил на открытии выставки о значении народной иконы: "Написанные непрофессиональными иконописцами в расчете на непритязательного заказчика, народные иконы в лучших своих образцах по воздействию не уступают высокопрофессиональным памятникам".
По его словам, нынешняя выставка дает мощный импульс для исследователей и собирателей: "Начиная с этой выставки, цена на народную икону будет только расти, а это значит, что ее будут искать, реставрировать, ею займутся музеи, исследователи. Таким образом целый пласт русской культуры будет сохранен".
Нина Герасименко, которая привезла ряд экспонатов из Таллина, из галереи "Русские иконы", выразила уверенность, что благодаря выставке многие иконы, на которые раньше "смотрели свысока", будут "изъяты из небытия".
Выставка "Народная икона" продлится до 16 сентября 2012 года. Как сообщил редактор журнала "Антиквариат" Михаил Чернов, ближе к завершению выставки, на первой неделе сентября в залах Галереи искусств состоится круглый стол, посвященный изучению нового для науки феномена - народной иконы.