ТВС

Подразделения федеральных сил обнаружили в населенном пункте Махкеты Веденского района Чечни наиболее крупный из найденных с момента начала контртеррористической операции архив Аслана Масхадова. Об этом сообщил во вторник представитель регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе полковник Илья Шабалкин.

По его словам, тайник, в котором хранился архив, был оборудован в фундаменте дома, принадлежащего жителю этого села Шаиду Абуханову, 1930 года рождения, работающего учителем местной средней школы.

Шабалкин отметил, что Абуханов является преданным сторонником бывшего так называемого вице-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева и в свое время сыграл немаловажную роль в агитации среди населения района в период предвыборных кампаний Яндарбиева.

Установлено, что этот архив Аслан Масхадов в свое время передал на хранение сыну Шаида Абуханова - Алику, бывшему в то время начальником так называемого особого отдела министерства шариатской госбезопасности в Веденском районе, впоследствии известному бандглаварю по кличке "Алик мавкетинский", отметил Илья Шабалкин.

Архив хранился длительное время под бетонной плитой фундамента в сыром и грязном месте, что негативно сказалось на сохранности находящихся в нем документов. Некоторые из них рассыпаются в руках, однако основная масса сохранилась в удовлетворительном состоянии и позволяет пролить свет на планы Масхадова, сказал Шабалкин, сообщает "Интерфакс".

Он подчеркнул, что анализ содержащихся в тайнике материалов позволяет говорить о том, что Аслан Масхадов к 1999 году располагал крупными суммами денег в иностранной валюте. Финансовые средства, выделяемые в то время из российского бюджета на здравоохранение, выплату пенсий, детских пособий и другие социальные программы не доходили до тех, кому они предназначались, ибо эти деньги оседали в карманах Масхадова и других нечистых на руку руководителей тогдашней Ичкерии, сказал представитель регионального оперативного штаба.

Илья Шабалкин отметил, что все выдачи денег полевым командирам зафиксированы расписками и суммы, по его словам, очень значительные. Речь идет о сотнях тысяч долларов. До рядовых боевиков они не доходили и они о них знать не могли, сказал Шабалкин. Наиболее крупные суммы оказались в руках так называемых полевых командиров Ахмадова, Пайзулаева, Мунаева, Дагалаева, отметил он.

3 июля 1999 года от Аслана Масхадова 700 тысяч долларов США получил Шамиль Басаев. В этой связи встает вопрос об истинных организаторах и механизме финансирования нападения банд Басаева и Хаттаба на республику Дагестан, подчеркнул Илья Шабалкин. Он отмечает, что, безусловно, архив дает ответ на вопрос, кто являлся организатором этих акций и это, как свидетельствуют расписки, был Масхадов.

В тайнике также находились копии писем Масхадова зарубежным спонсорам, в том числе лидеру турецкой террористической организации "Серые волки" Бахчери с просьбой о материальной помощи "воюющим мусульманам Чечни".

Обращает на себя внимание и копия письма Масхадова от 10 декабря 1999 года представителю Чечни в Грузии Алдамову. В документе приводится список раненых боевиков, направляемых для лечения в Грузию. "Одновременно обращаюсь к таможенной службе Республики Грузия с просьбой содействовать беспрепятственному пропуску через границу группы раненых", - заканчивает письмо Масхадов.

В случае его задержания документы будут приобщены в качестве вещественных доказательств к уголовному делу в отношении Масхадова, отметил Илья Шабалкин, сообщает ИТАР-ТАСС.

По словам Шабалкина, особое внимание также уделено Масхадовым организации информационной войны против федеральных сил и руководства Российской Федерации. С этой целью был составлен подробный план действий, предусматривающий финансирование, как политиков, так и западных журналистов. План этот получил кодовое название "Лифт".

В частности, предусматривалось создание официального информационного агентства "Чеченвоенпресс", а также телекоммуникационной сети и печатных изданий, которые должны были распространять в России и за рубежом выгодную для главарей незаконных вооруженных формирований дезинформацию, сказал Илья Шабалкин.

Обращает также на себя внимание не только полнота и четкость изложения целей и задач планирования информационной войны, а также легкость, с которой составители "Лифта" собирались апеллировать к ООН, ОБСЕ, другим международным организациям, а также использовать мировые информационные ресурсы, подчеркнул Шабалкин.

По мнению представителя регионального штаба, Мовлади Удугову или Шамилю Басаеву, а также самому Аслану Масхадову такое явно не под силу. Данное обстоятельство в совокупности с целым рядом известных фактов (таких как иностранные инструкторы и наемники в чеченских лагерях боевиков, действующие чеченские информационные центры в странах Европы, Америки и Азии, теплый прием на своей территории и покровительство в отдельных государствах Яндарбиеву, Закаеву, Удугову) дают веские основания говорить о поддержке незаконных вооруженных формирований в Чечне спецслужбами тех стран, которым выгодна эскалация напряженности в Северокавказском регионе России, утверждает Илья Шабалкин.

В октябре прошлого года в Грозном был найден архив министерства шариатской госбезопасности

Сотрудники ФСБ в середине октября 2002 года обнаружили в Грозном архив городского отдела министерства шариатской госбезопасности так называемой республики Ичкерия. Это ведомство действовало в период правления Аслана Масхадова. Как сообщили в пресс-центре управления ФСБ Чеченской республики, документы были спрятаны в подвале полуразрушенного дома в Октябрьской районе столицы Чечни.

Архив включает в себя уголовные дела, которые рассматривало министерство шариатской безопасности, журнал регистрации и учет агентурной информации за 1996-1999 годы.

Кроме того, при осмотре этого заброшенного здания обнаружены самодельные взрывные устройства, изготовленные из артиллерийских снарядов, и граната Ф-1. Фугасы и боеприпасы переданы в военную комендатуру для уничтожения, а архивные материалы изучаются сотрудниками ФСБ по Чечне.

В мае 2002 года в Чечне был найден личный архив Басаева

В Веденском районе Чечни вблизи селения Ведено сводный отряд федеральных сил 24 мая 2002 года обнаружил в тайнике личный архив террориста Шамиля Басаева. В тайнике находилось также оружие и боеприпасы.

В распоряжении военных оказались заграничные паспорта родителей Басаева, личные фотографии полевого командира, компьютерные дискеты и диски, различные документы. Часть захваченных материалов была продемонстрирована журналистам на военной базе федеральных сил в Ханкале.

Как сообщил журналистам командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Владимир Молтенской, найденный архив "представляет для военных большую ценность". Это позволит "вести более конкретную работу по нейтрализации и задержанию лидеров бандформирований и полевых командиров", отметил командующий. По его словам, захваченный архив поможет устранить "боевиков, оказывающих федеральным силам сопротивление".