3 сентября 2004 года в результате штурма школы в Беслане в Северной Осетии, в которой террористы удерживали 1128 заложников, погибли 333 человека, большинство из них - дети. Свыше 800 человек пострадали. Этот теракт стал крупнейшим в истории России по количеству жертв и остается таковым по сей день. Спустя 15 лет родственники погибших - а это почти все население небольшого, всего на 37 тысяч жителей, города - продолжают добиваться от властей России правды о теракте и проведения настоящего расследования. Официальная версия мало кого устраивает, так как расходится с многочисленными свидетельствами выживших и очевидцев, а также с выводами независимых экспертов и расследователей.
Власти заранее знали о подготовке теракта - за сутки до захвата школы начальнику североосетинского УБОПа Роману Сохиеву, а также начальству местного управления МВД, поступили агентурные сведения о том, что в Беслане планируется захват крупного объекта, но никаких мер по предотвращению теракта предпринято не было, и десятки вооруженных террористов беспрепятственно въехали с территории Ингушетии в Северную Осетию, добрались до Беслана и вошли в школу.
Власти изначально занижали число заложников - через сутки после захвата пресс-секретарь президента Северной Осетии Лев Дзугаев говорил о 354 заложниках, хотя в списках, переданных в созданный Москвой штаб по их освобождению, уже значились свыше 800 человек. Власти намеренно лгали о количестве заложников, опасаясь, что общество потребует во что бы то ни стало спасти их, даже путем переговоров.
Власти сознательно не хотели никаких переговоров с террористами, обманывая общественность, что террористы сами не шли на переговоры. Но все выжившие заложники как один, показали, что захватившие школу неоднократно пытались начать переговоры, обещая выпускать по 150 детей в случае приезда в школу каждого, кого требуют террористы в качестве переговорщиков. Но Кремль предупредил тех, кто хотел войти в школу - они будут арестованы.
Власти врали о том, что у террористов не было требований. Президент Владимир Путин утверждал, что террористы "ничего не требовали". Но у захвативших школу были конкретные требования, главные из которых - вывод российских войск из Чечни и прекращение военных действий. Через заложников террористы передали видеокассету с прямым обращением к Путину Шамиля Басаева. Однако федеральные СМИ объявили, что кассета была пустой. Боевики также передали письмо Путину через Руслана Аушева. В нем они, в обмен на выполнение требований, обязывались прекратить вооруженные действия против России, войти в СНГ и остаться в рублевой зоне.
Власти скрыли, что штурм начался после обстрела школы извне, хотя по версии властей, штурм школы спецназ и военные начали вынуждено, когда боевики взорвали две бомбы в спортзале, где были заложники. Но по показаниям выживших заложников, первый взрыв произошел в результате выстрела из огнемета вне здания школы. Свидетели утверждают, что ни одно взрывное устройство террористов не взрывалось. А во время штурма федералы вели по школе шквальный огонь, стреляли из тяжелого вооружения, из танков, из оружия "неизбирательного действия" - прямо по сотням заложников.
Власти скрыли, что сотни заложников погибли во время штурма, а не из-за взрыва бомбы террористов. Многие из них погибли совсем в другом крыле школы, которое даже не было заминировано. Это крыло школы впоследствии было снесено, чтобы уничтожить следы от снарядов.
К 15-летию со дня тех трагических событий, реальную историю которых власти РФ сознательно замалчивают, российский журналист Юрий Дудь в своем трехчасовом документальном фильме "Беслан. Помни" акцентировал внимание зрителей на самых главных вопросах, связанных с трагедией в Беслане: как оказался возможен захват заложников, что именно происходило внутри школы, как велись переговоры, можно ли было спасти заложников, почему власти пошли на штурм, почему Россия не ведет переговоры с террористами, почему не помогают жертвам теракта и как Беслан изменил Россию...
Этот большой фильм Юрия Дудя на серьезную тему стал одним из главных событий Рунета. На YouTube-канале "ВДудь" фильм "Беслан. Помни", выложенный 2 сентября, за двое суток набрал более 9 миллионов просмотров. В то время как на федеральных телеканалах не было никаких фильмов о Беслане, YouTube стал по этой теме главным телеканалом России.
Как отмечает "Радио Свобода", едва ли кто-то удивится, что этот фильм Дудя стал одним из главных событий Рунета.
Российский журналист и ведущий, автор ряда передач на канале НТВ Алексей Пивоваров отметил, что Юрий Дудь совершенно заслуженно собирает миллионные просмотры и восторженные отзывы - "потому что именно Юрий (не важно намеренно или нет, в одиночку или не совсем) сделал русскоязычный "журналистский" Ютуб тем, чем он является сейчас - новым телевизором, где соревнование каналов идет не только в номинации "дороговизна контента /качество сьемки" (что мы, как правило, наблюдаем на старом телеке), а в первую очередь в номинации "правда/честность/смыслы" (с каковой номинацией у привычного ТВ наибольшие проблемы)", - пишет известный журналист в своем Facebook.
Российский общественный деятель и журналист Митя Алешковский говорит, что Юрий Дудь снял фильм, "в корне меняющий общественный взгляд на серьезнейшую историческую травму - захват заложников в школе N1 Беслана". "Дудь, чтобы помочь всем нам разобраться с нашей коллективной травмой, в своих фильмах использует феномен, невероятно востребованный в современном обществе, - "Вторую память". Этот термин придумали социолог Григорий Юдин вместе с философом Александром Рубцовым. Смысл его в том, что у общества есть исторические травмы, являющиеся следствием коллективно пережитого насилия в прошлом, которые передаются и переживаются коллективно из поколения в поколение, так и не разрешившись. Преодоление этих травм возможно только при их полном, доскональном открытом и публичном изучении, принятии и полном осознании всей ситуации обществом и, конечно же, названием (заметьте не наказанием, а именно названием) виновных, отмечает Алешковский в своем Facebook.
"Первая память" - это официальное, пропагандистское, спускаемое сверху, обезличенное, помпезное, бюрократическое, иерархически подчиненное воспроизведение/воспоминание о произошедшем. "Вторая память" - это общественная, основанная на личном опыте или открытых архивных данных, идущая снизу, горизонтально координируемая, независимая память о произошедшем... "Переоценить заслугу Дудя в развитии нашего общества очень сложно. Его фильмы - лекарство для наших душ, они - фундамент справедливой, честной и прекрасной России, в которой у государства главными приоритетами будут человек, его жизнь и достоинство", - заключает Алешковский.