Moscow-Live.ru

Эксперты международной правозащитной группы "Агора", проанализировав статистику, пришли к выводу, что функции главного контролирующего органа российского сегмента Сети все чаще выполняет Федеральная служба безопасности (ФСБ), а роль Следственного комитета и МВД в этом процессе снижается. Так, в 2016-2017 годах выросли доля и число подследственных ФСБ дел об оправдании терроризма и призывах к террористической деятельности, а также дел о призывах к экстремизму.

В представленном в понедельник, 5 февраля, докладе "Агоры" "Свобода интернета 2017: ползучая криминализация" говорится, что свободы в Сети становится все меньше. Мониторинг ситуации правозащитники ведут уже 10 лет, в течение которых, согласно их заключению, вместе с аудиторией Рунета росло давление на него.

По данным экспертов, в 2017 году каждый день в среднем блокировалось 244 интернет-страницы, каждые шесть дней пользователи подвергались нападению или угрозам, каждые восемь дней выносился приговор к реальному лишению свободы за размещенную в сети информацию.

Авторы доклада - правовой аналитик международной "Агоры" Дамир Гайнутдинов и руководитель организации Павел Чиков - подсчитали, что всего в прошлом году зафиксировано 115706 фактов ограничения свободы интернета, более 110 тысяч из них связаны с блокированием и фильтрацией контента, а также с запретом информации по различным основаниям.

В прошлом году, как и в 2016-м, отмечался значительный рост числа нападений на пользователей, а также случаев их уголовного преследования, то есть "усиление давления по наиболее чувствительным направлениям", говорится в комментарии к докладу на сайте организации. Угрозам или нападениям в связи с сетевой активностью подверглись более 60 человек, а общее число таких фактов в 20 регионах составило 67.

В исследовании отмечается, что за год выросло как общее число случаев привлечения к уголовной ответственности пользователей - с 298 до 411, так и количество приговоров к реальному лишению свободы - с 32 до 43. Кроме того, пять человек были помещены в психиатрические стационары для применения принудительных мер медицинского характера.

В целом за последние 10 лет в России, по данным исследователей, зафиксировано не менее 214 случаев насилия или угроз в отношении интернет-активистов, блогеров и сетевых журналистов, в том числе пять убийств и несколько покушений на убийство. Зарегистрировано 1449 случаев уголовного преследования в связи с онлайн-активностью, в том числе 98 приговоров к реальному лишению свободы.

С 2013 года количество уголовных дел по ст. 205.2 ("Об оправдании терроризма и призывах к террористической деятельности") увеличилось более чем в 20 раз, в то время как дел по ст. 280 ("Призывы к экстремистской деятельности) и ст. 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды") стало лишь вдвое больше.

По сведениям авторов доклада, если в 2014 году доля приговоров за публичные высказывания по делам, которые вела ФСБ, составляла 18%, в 2016 году таких дел стало уже 21%, в первом полугодии 2017-го - 30%.

Комментируя статистические данные, руководитель "Агоры" Павел Чиков отметил, что перераспределение веса "экстремистских" статей в общей числе случаев уголовного преследования пользователей интернета демонстрирует активизацию ФСБ и снижение роли СК и МВД, сообщает газета "Ведомости". Причем ФСБ оказывает все большее влияние на отрасль и в других секторах, например в сфере технологий, добавил эксперт.

2017 год стал рекордным и по числу законодательных инициатив, направленных на "суверенизацию" Рунета, а фактически - на усиление контроля над пользователями и распространением информации, отмечают авторы доклада. Так, с января 2018 года вступил в силу закон, обязывающий интернет-мессенджеры идентифицировать пользователей. Впрочем, пресса отмечает, что он так и не начал работать из-за отсутствия необходимых подзаконных актов.

Учитывая, что дешифрование переписки и идентификация пользователей становятся ключевыми аспектами обеспечения национальной безопасности, чрезвычайно возрастает роль ФСБ, которая фактически становится главным контролером Рунета как в сфере технологии, так и в качестве основного репрессивного органа, отмечается в докладе.

Функция контроля над интернетом продолжает постепенно смещаться от официального регулятора отрасли Роскомнадзора к прокуратуре и органам госбезопасности, считают авторы доклада. От составления черных списков власти переходят к определению криминализации сетевой активности. Кроме того, в прошлом году Уголовный кодекс пополнился новыми составами преступлений, в том числе была криминализована пропаганда терроризма. Как констатировали авторы доклада, от политики запретов власти переходят к уголовному преследованию пользователей.

Резкое распространение практики насилия в отношении блогеров иинтернет-журналистов также свидетельствует о криминализацииотрасли, причем нет никаких оснований предполагать, что ситуацияможет измениться в ближайшем будущем, резюмировали авторы исследования.