Moscow-Live.ru

В расходовании бюджетных средств на оборону в 2012 году выявлены нарушения на 117 с лишним миллиардов рублей. Почти две трети из них состояли в том, что контракты заключались на суммы, намного превышавшие утвержденный государством лимит. Такие данные представили в четверг думскому комитету по обороне аудиторы Счетной палаты России Валерий Богомолов и Александр Пискунов. Заседание прошло в закрытом режиме, но о нем рассказали ИТАР-ТАСС первый зампред комитета единоросс Виктор Заварзин и член комитета коммунист Александр Тарнаев.

Точная сумма нарушений составила 117,487 миллиарда рублей. Из них 23,2 миллиарда денег налогоплательщиков были потрачены "неэффективно", а 10,6 миллиона - вообще мимо целей. Больше всего - в 70 миллиардов - обошлись контракты по завышенным ценам, рассказал Заварзин. Возместить в бюджет удалось лишь 114 миллионов рублей - то есть, фактически одну тысячную часть.

- Степашин защитил Сердюкова: "Один из немногих, кто отвечал на запросы Счетной палаты лично"

Тарнаев, в свою очередь, привел конкретные примеры. В прошлом году Минобороны заключило контракты с ОАО "Военторг" на организацию питания военнослужащих, запланировав на это определенную сумму. "Военторг" же перенаправил заказы непосредственно фирмам-исполнителям, на свое усмотрение. Сумма по этим контрактам значительно превысила изначальный план военного ведомства - разница составила 672,7 миллиона рублей.

По словам депутата от КПРФ, проверка Счетной палаты также показала низкий уровень исполнения гособоронзаказа со стороны исполнителей. Например, ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (Башкирия) в нарушение условий госконтракта в 2011 году не выполнило обязательства по поставке 6 вертолетов. ОАО "Авиаремонт" в том же году не обслужило по контракту 128 вертолетов, сказал Александр Тарнаев.

Он отметил, что дополнительным расходам способствует сама сегодняшняя система, когда Минобороны заключает госконтракты с единственными поставщиками услуг, которые затем практически в полном объеме передают свои обязательства по их выполнению соисполнителям.

Нарушения были допущены и в ходе реализации государственной программы вооружения космическими средствами, продолжил Тарнаев. Так, из-за невысокого качества поставляемой космической техники три пуска (один в 2009 и два в 2011 годах) закончились авариями. В итоге два космических аппарата были выведены на нерасчетную орбиту и не могут использоваться по предназначению, а один был потерян.

При этом расходы бюджета на закупку этих аппаратов и средств их выведения составили 1,76 миллиарда рублей в 2009 году и 3,79 миллиарда в 2011-м, подчеркнул парламентарий. "Общая сумма неэффективных расходов в связи с недостижением требуемого результата составила 5,5 миллиарда рублей", - подытожил он.

Отметим, недавно Международная организация Transparency International впервые составила мировой рейтинг коррупции в военно-промышленном комплексе. Россию поместили в его середину - наряду с Эфиопией, Руандой и Палестинской автономией. Докладчики пояснили, что Минобороны РФ часто использует непрозрачные закупочные механизмы, органы надзора в стране работают лишь де-юре, а де-факто контроль осуществляется слабо.

В России с такой оценкой не согласились. Однако цифры и факты говорят сами за себя, в том числе два масштабных уголовных дела, связанных с коррупцией в структурах Минобороны. Лишь по делу "Оборонсервиса" ущерб составляет от 4 до 7 миллиардов рублей.

Степашин защитил Сердюкова: "Один из немногих, кто отвечал на запросы Счетной палаты лично"

В ситуации с Минобороны есть немалая личная вина бывшего министра Анатолия Сердюкова - так считают многие эксперты, хотя официальных обвинений ему никто пока не предъявляет. А глава Счетной палаты Сергей Степашин в недавнем интервью "Комсомольской правде" и вовсе отозвался о нем довольно лестно.

"Сейчас Сердюкова только ленивый не пинает. А я скажу так: у меня не было проблем в получении какой-либо информации из Минобороны. Или чтобы там нам не создавали нужных условий для работы", - сказал Степашин. И продолжил: "Сердюков - один из немногих министров, который на все наши запросы отвечал лично. Более того, всегда присылал на согласование либо Николая Макарова, начальника Генштаба, либо Татьяну Шевцову, замминистра".

А в интервью "Российской газете" председатель палаты сообщил, что лично предупреждал его, что непрозрачность "Оборонсервиса" может довести до беды. "Велась очень серьезная доследственная проверка, в основном, министерством внутренних дел, все было достаточно открыто, никто ничего не прятал. Было ли там сопротивление или другие проблемы, я не готов сказать, но то, что на этапе этой доследственной проверки активно привлекались наши специалисты, это факт", - сказал он.

То, что Следственный комитет дал ход делу намного позже, в конце прошлого года, Степашин объяснил тем, что "люди не хотели ошибиться": "Нужно было подготовить серьезную доказательную базу с тем, чтобы дело не развалилось. Потому что оно затрагивало, если не министра, то руководство министерства обороны, и, конечно, следователи прекрасно понимали, все должно быть так, чтобы комар носа не подточил".