Moscow-Live.ru

Депутаты Московской городской думы предлагают внести ряд уточнений в Уголовный кодекс (УК) России, которые, в частности, позволят ужесточить наказания за преступления, совершенные против священнослужителей и правозащитников.

Отягчающие вину обстоятельства перечислены в статье 63 УК. Одним из них является "совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга". При этом в статье не разъясняется, что именно является "выполнением общественного долга", отмечает зампредседателя комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Антон Палеев. В связи с чем, у московских законодателей возникла идея, дополнить и конкретизировать данное положение УК.

Разработкой соответствующих поправок уже занялись "единороссы" из столичного парламента.

- Смерть за веру (СПРАВКА)

Если под "лицом, которое выполняет служебный долг", подразумевается гражданин, который работает в соответствии с должностными обязанностями, перечисленными в контракте, то "лицо, выполняющее общественный долг", - это тот, кто исполняет свои обязанности в соответствии с определенной гражданской позицией", - сказал "Времени новостей" один из разработчиков поправок в УК, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.

По его словам, в эту категорию может попасть любой человек, чья мотивация заключается не в получении личных выгод, а в бескорыстном оказании помощи и "следовании публичному интересу на основе общественной морали". "Это в том числе касается священнослужителей и правозащитников", - полагает Москвин-Тарханов. Депутат подчеркнул, что разработка законопроекта находится в самой начальной стадии, и о каких-либо четких формулировках пока говорить не приходится.

Напомним, что в феврале прошлого года похожий законопроект, предусматривавший повышенную ответственность за преступления против священнослужителей, был внесен на рассмотрение Госдумы. Поводом для появления такого законопроекта стали участившиеся случаи нападений на священников.

Так, за месяц до того, как депутаты начали обсуждение законопроекта, прокуратура Свердловской области возбудила уголовное дело по факту жестокого убийства священника Олега Ступичкина, настоятеля храма Петра и Павла Екатеринбургской епархии.

Тогда думцы отклонили проект, мотивировав отказ тем, что в документе отсутствовало четкое определение того, что надо понимать под "исполнением общественного долга", и круг лиц, требующих особой защиты, был ограничен лишь священниками. Члены комиссии Мосгордумы по межнациональной и межконфессиональной политике уверены, что разрабатываемый ими вариант пройдет утверждение федерального парламента, ибо в нем "даны четкие определения необходимых понятий".

Однако профессиональные юристы с этим не согласны. "Не совсем понятно, зачем требуется конкретизация положений статьи 63 УК - там и так все указано. Если указать какую-то отдельную категорию общественной деятельности, другие подобные виды могут оказаться не столь защищенными уголовным законом", - сказал член совета Федеральной адвокатской палаты Юрий Костанов.

Если выделить в особую категорию правозащитников или священнослужителей (тем более священников какой-либо одной конфессии), то получится, что, например, люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, окажутся в менее привилегированном положении, замечает юрист. "Единственное, что было бы разумным, - дополнить данную статью несколькими словами: например, "совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с исполнением обязанностей, связанных с отправлением религиозного культа", - полагает адвокат Костанов.

Смерть за веру (СПРАВКА)

Самое циничное и возмутительное убийство священнослужителя в России произошло 16 лет назад. Православный священник, проповедник и богослов Александр Мень был убит 15 лет назад на дороге от дома к храму. Это преступление стало в современной России одним из первых громких убийств известного человека, пользовавшегося у людей огромным уважением, авторитетом и доверием. Настоятель скромного подмосковного храма был первым православным священником, который публично выступил с проповедью Евангелия на телевидении.

Расследование этого убийства шло 10 лет, однако правоохранительные органы так и не дали ответа на вопрос, кто убил священника. Дело было закрыто. Были арестованы двое подозреваемых в убийстве Меня. Однако оба они были признаны невиновными. Согласно официальной версии, священник был убит топором. Несмотря на то, что еще в начале 90-х предлагалось исследовать возможность подобного убийства не топором, а саперной лопаткой, сопоставить варианты не удалось. Топор был утерян Московской областной прокуратурой. В прессе звучали версии и о возможной причастности спецслужб к убийству Меня.

21 марта 2000 года изуверски был убит иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель Свято-Троицкого храма в поселке Тура Эвенкийского АО Красноярского края. Убийца - Руслан Любецкий, причислявший себя к "Обществу сознания Кришны". Следствие признало его маньяком-одиночкой.

26 декабря того же года произошло убийство настоятеля Крестовой церкви в Новодевичьем монастыре игумена Лазаря (Солнышко).

В 1991 году, 2 февраля был убит игумен Серафим (Шлыков).

В апреле 1993 года в Оптиной пустыни погибли иеромонах Василий (Рослянов) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Трагедия в Оптиной пустыни и гибель трех монахов произошла от рук безумца, в руках у которого был нож с выгравированным на нем "числом зверя" – 666.

26 июля 2005 года в Подмосковье был убит настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского района Московской области архимандрит Герман. Тело отца Германа было найдено в келье монастыря в подмосковном поселке Новый Быт, он скончался от черепно-мозговой травмы, руки архимандрита были связаны, его пытали. Его личные вещи были разбросаны по келье, а стоявший там же сейф – вскрыт. Отца Германа могли убить из корысти, однако эту версию позже отвергли - хранившиеся в его келье деньги, а также золотые кресты с бриллиантами остались на месте. Следствие рассматривало и вторую версию – о том, что архимандрит "мог стать жертвой мести со стороны одного из своих бывших подопечных, которые были отлучены от церкви".

В августе 2003 года настоятель Водлозерской Ильинской пустыни отец Hил был убит послушником, которого он застал за курением и изгнал из скита.

В 1996 году в Чечне пропал без вести священник Анатолий Чистоусов. Отец Анатолий был настоятелем Михаило-Архангельского храма города Грозного и благочинным православных церквей Чеченской республики. 29 января 1996 года он был захвачен в плен группой боевиков под командованием Ахмеда Закаева. Затем находился в лагере так называемого "департамента шариатской госбезопасности ЧРИ" в Старом Ачхое, где подвергался пыткам. 14 февраля 1996 года отец Анатолий был расстрелян.

В 1997 году был убит настоятель храма Рождества Богородицы во Владикавказе отец Мануил (Марат Буранцев).

23 сентября того же года убит священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных сношений. Отец Георгий провел последнюю неделю своей жизни в итальянском городе Бозе в католическом монастыре, где проходила конференция, посвященная вопросам экуменизма, потом вернулся в Москву. 25 сентября хозяйка квартиры, которую арендовал для священника ОВЦС, обнаружила тело отца Георгия. Смерть наступила от многочисленных ножевых ран.

Однако наиболее частый мотив нападения на священнослужителей – попытка ограбления церкви. За последние пять лет в России разграблены более 1000 церквей. 35 000 икон объявлены в розыск. Чтобы уберечь свои храмы, православные священники берутся за оружие.

В июне 2004 года настоятель церкви в деревне Ильинское Ярославской области отец Геннадий был ранен в грудь при попытке взлома церкви вооруженными грабителями. Священнику удалось отстоять церковное имущество, поскольку он и сам был вооружен охотничьим ружьем. Отец Геннадий продолжал перестрелку с бандитами, пока они не убежали к поджидавшей их неподалеку машине. Когда к месту ночного боя у церкви прибыла вызванная о. Геннадием милиция, налетчики уже скрылись.

В декабре 2006 года в Тверской области в селе Прямухино были заживо сожжены 31-летний православный священник Андрей Николаев, его жена и трое маленьких детей - 11-летний сын и двое дочерей, 5 и 7 лет.

В феврале 2007 года в селе Посевная Новосибирской области полностью сгорел дом православного священника Димитрия Сташенко. Местное духовенство не исключает, что пожар мог стать следствием "бесчинств местной секты сатанистов", так как осенью в данном районе неоднократно подвергались осквернению несколько православных храмов.