Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение в интересах жительницы Краснодарского края, которая испытывала серьезные психологические проблемы. В 2008 году полицейский при задержании на ее глазах жестоко избил ее отца: судьи признали, что в отношении заявительницы была нарушена статья Европейской конвенции, гарантирующая запрет пыток и жестокого обращения, а также право на эффективное расследование. В связи с этим ей присуждена компенсация морального вреда в размере 25 тысяч евро. Об этом сообщается на сайте движения "Комитет против пыток".
31 мая 2008 года девочка вместе со своим отцом собиралась поехать домой после праздничного мероприятия в школе. Однако после того, как она села на заднее сидение автомобиля, к ее отцу подбежали несколько мужчин, один из которых свалил его с ног и начал избивать, нанося удары по всему телу. Впоследствии выяснилось, что это были сотрудники наркоконтроля и ФСБ, которые действовали в рамках "проверочной закупки".
Девочка выскочила из машины и потребовала, чтобы ее отца не били. В ответ на это кто-то из сотрудников крикнул ей: "Закрой рот и сядь в машину". Девочка испугалась и вернулась обратно в автомобиль. Какое-то время она находилась там одна, продолжая наблюдать за тем, как ее отца избивают. Затем она выскочила из автомобиля и побежала по улице, где впоследствии была обнаружена в состоянии шока и глубочайшего стресса.
Впоследствии невролог диагностировал у девочки неврологический синдром и неврозоподобный энурез, а также посттравматическое стрессовое расстройство. "Она стала кричать по ночам, ей снились кошмары, она стала замкнутой и начала бояться людей, ей стало тяжело учиться и заниматься музыкой, хотя до этого она подавала большие надежды и была лучшей ученицей в классе. К настоящему времени ее психологическое здоровье так и не восстановилось в полном объеме", - отмечается в сообщении.
В ноябре 2008 года родственники девочки обратились в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, участвовавших в задержании отца девочки. Через четыре дня следователь прокуратуры отказал в возбуждении уголовного дела, удовлетворившись показаниями правоохранителей, участвовавших в задержании, но проигнорировав показания девочки, ее родственников и данные медицинских документов. Это постановление было инициативно отменено, однако после этого следователь еще трижды выносил "отказные" постановления. Последний отказ возбуждать уголовное дело был обжалован в суде, однако был признан законным и обоснованным.
14 апреля 2009 года, исчерпав все имеющиеся средства защиты, родственники Марины (имя изменено) обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека. Примечательно, что задержание отца было обжаловано и признано незаконным. Уголовное дело в отношении него было прекращено в декабре 2009 года в связи с тем, что доказательства были добыты незаконным путем, в том числе в результате неправомерного задержания. Представители российских властей утверждали, что присутствие ребенка в момент задержания было непредсказуемо. Но это звучит крайне неубедительно в связи с тем, что отец был задержан после торжественного мероприятия в школе, где он был вместе с дочерью.
ЕСПЧ констатировал нарушение статьи 3 Европейской конвенции о правах человека в материальном и в процессуальном аспекте, поскольку власти не смогли предотвратить жестокое обращение, допущенное в отношении заявительницы, и не смогли провести эффективное расследование ее жалобы на жестокое обращение.
Ранее Европейский суд установил, что возможное присутствие малолетних детей на месте задержания родителей является фактором, который следует учитывать при планировании и проведении спецопераций. В данном же случае интересы девятилетней девочки не принимались во внимание, а операция по задержанию была плохо спланирована.
В апреле этого года стало известно, что Россия остается лидером по количеству неисполненных решений ЕСПЧ, их число составило более полутора тысяч по итогам 2018 года.
Сумма присужденных заявителям по делам против РФ компенсаций, которые должны выплатить российские власти, в 2018 году снизилась с 14,6 млн до 13,1 млн евро, при этом Россия по этому показателю оказалась на втором месте после Албании. По количеству неисполненных решений за Россией следуют Турция и Украина - у этих стран их количество достигает 1,2 тысячи и 923 соответственно. Далее с большим отрывом в списке следуют Румыния и Венгрия.
Из отчета Комитета Совета Европы также следует, что общий объем средств, присужденных по искам россиян, также снизилась за год с 14,6 млн до 13,1 млн евро. При этом присуждение этих компенсаций не означает, что государство выплатило деньги.
Наибольшее число новых случаев нарушения Конвенции по правам человека в 2018 году также на счету России, однако по сравнению с 2017 годом число нарушений значительно снизилось - с 370 до 281 случая. При этом в 2018 году КМСЕ прекратил контроль за исполнением 385 решений ЕСПЧ по делам против России, посчитав эти дела закрытыми. Большинство закрытых российских дел касались повторяющихся нарушений Европейской конвенции или "дружественного урегулирования" правительством РФ жалоб россиян.