Следственный комитет (СК) РФ снял подозрения с фигурантов уголовного дела о "неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности", возбужденного после теракта в январе этого года в аэропорту "Домодедово", пишет "Коммерсант".
Уголовное дело по ст. 263-1 УК РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах) было возбуждено главным следственным управлением (ГСУ) СК РФ 25 января 2011 года, на следующий день после самоподрыва, совершенного в аэропорту "Домодедово" смертником Магомедом Евлоевым.
Подозреваемыми по данному делу со стороны силовиков стали бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин, а также его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев.
Аналогичные подозрения были выдвинуты в адрес директора российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игоря Борисова, его заместителя Вячеслава Некрасова, управляющего директора отвечающего за безопасность аэропорта ЗАО "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово" Андрея Данилова и начальника службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолия Моисеева.
В течение трех месяцев, с февраля по конец апреля, каждому из подозреваемых следователь избирал десятидневные подписки о невыезде. Однако после вмешательства Генпрокуратуры руководство следственного ведомства признало данные меры пресечения незаконными и необоснованными и отменило их. Вслед за подписками с фигурантов дела были сняты и подозрения.
Однако, как подчеркнули изданию в СКР, следственные действия по делу продолжаются, назначены целый ряд экспертиз, по результатам которых будут приняты новые процессуальные решения.
Изданию также стало известно, что само дело передано из ГСУ СК РФ в нижестоящую окружную структуру, где его теперь расследует майор юстиции, а следственная бригада сократилась с 20 до 10 человек.
Напомним, взрыв в международном терминале московского аэропорта произошел днем 24 января. По данным следствия, террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих, привел в действие начиненное металлическими поражающими элементами взрывное устройство. Его мощность составила до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 37 человек, более 120 были госпитализированы.
На следующий день на коллегии ФСБ президент Дмитрий Медведев потребовал, чтобы чекисты, МВД и правительство разобрались "с ответственностью должностных лиц, отвечающих за безопасность на транспорте", а прокуратура и СКР решили вопрос об уголовной ответственности этих лиц.
Газета также напоминает, кто стал в итоге ответчиком в деле о теракте в 2004 году, когда в небе над Тульской и Ростовской областями с разницей в три минуты смертницы взорвали летевшие из аэропорта "Домодедово" в Волгоград и Сочи самолеты Ту-134 и Ту-154, погубив 90 человек.
Суд приговорил по этому делу трех человек: билетного спекулянта Армена Аратюняна, помогшего за 5 тыс. рублей одной из смертниц купить билет, - к полутора годам колонии-поселения; начальника дежурной смены авиакомпании "Сибирь" Николая Коренкова, разрешившего за 1 тыс. руб. пропустить шахидку в самолет после окончания регистрации, - к полутора годам колонии-поселения и сотрудника ЛОВД аэропорта Михаила Артамонова, отпустившего задерживавшихся для проверки смертниц, - к семи годам колонии общего режима за халатность, повлекшую смерть более двух лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ). 26 января 2006 года Мособлсуд смягчил ему наказание на один год.
26 сентября 2006 года Генпрокуратура прекратила расследование дела о теракте в связи с невозможностью привлечь кого-либо к ответственности за взрывы.