Режиссер Андрей Грязев, снявший документальный фильм о жизни активистов арт-группы "Война", рассказал, почему поссорился с людьми, с которыми бок о бок прожил полтора года. Получше узнав скандальных активистов, он пришел к выводу, что молодые бунтари преследуют только одну цель - эпатаж, а вовсе не мировую революцию на благо будущих поколений. Не пожелав, по словам режиссера, снимать "рекламный" фильм, он и попал в список "предателей" "Войны".
"Война" - это яркий пример медиаакционизма. Их акции существуют только в медиапространстве. Они считаются законченными не тогда, когда были исполнены реально, а только после того, как получают широкое освещение в СМИ… Здесь основная движущая сила - скандал, а не резкое политическое высказывание. Группа никогда открыто не заявляла о своих политических пристрастиях и требованиях. Ее акции не содержали прямых обвинений и критики… На мои вопросы насчет идейной составляющей после переворота милицейской машины ребята всегда отвечали: "Мы же должны что-то делать". Воротников (Олег Воротников, Вор) говорил, что ему важно прожить жизнь ярко, чтобы было потом, что вспомнить", - заявил автор фильма "Завтра" в интервью "Московскому комсомольцу".
Как отмечают ряд блоггеров, активисты "Войны" согласились работать с Грязевым в обмен на услугу - он должен был монтировать видео об их акциях для публикации в интернете. Таким образом, а также за счет фильма, молодые люди хотели добиться известности, полагает режиссер. Когда же результат работы Грязева оказался недостаточно пропагандистским, отношения испортились.
"Он (Воротников) написал, что фильм труслив и что я не показал его героем-декабристом-революционером, спасающим страну от террора. Хотел получить пропаганду, а получил полное документальное отражение. Упрекнуть меня в субъективном взгляде очень трудно. Герои сами делают фильм", - говорит Грязев, за время, проведенное с "Войной", получивший прозвище Гном. По его словам, сначала активистам и Воротникову фильм "Завтра" понравился, но потом они решили устроить очередную пиар-акцию и обвинили Грязева в нарушении авторских прав. Чтобы вновь напомнить о себе, уверен режиссер.
В середине лета Воротников, его супруга Наталья Сокол (Коза) и Леонид Николаев (Леня Е***тый) направили претензию проекту "Киноклуб", после Московского международного фестиваля получившей права на показ "Завтра". В претензии активисты настаивают, что Грязев нарушил их права, так как снимал частную жизнь без разрешения, и требуют запретить показ фильма.
С аналогичными претензиями "Война" обратилась к организаторам фестиваля "Берлинале", в конкурсной программе которого был показан фильм Грязева.
"Желание запретить фильм связано с тем, что человек путает авторское кино об активистах с явной пропагандой себя любимого. Мнение, что фильм с таким материалом можно было сделать лучше, звучит как "Если бы я был тренером сборной России по футболу…". Каждый в нашей стране с рождения умеет делать три вещи: руководить страной, быть тренером сборной по футболу и снимать кино. Воротников, очевидно, умеет сразу все три. Открыто же выступать против всяческой цензуры и одновременно - против показа фильма о себе, это вообще логический эквилибр", - пишет Грязев в блоге, посвященном фильму. Режиссер настаивает, что у него имеются письменные разрешения от всех участников "Войны" на съемку. А также вердикт германского суда, разрешившего показ "Завтра" на "Берлинале".
"Pussy Riot могут стать символом протеста"
В список "предателей" - по крайней мере, официальный, опубликованный на сайте "Войны", - режиссера Грязева пока не внесли. Зато там есть Петр Верзилов (Поросенок Петр) и его супруга есть Надежда Толоконникова (Толокно), отколовшиеся от "Войны" и ушедшие в автономное плавание, одним из результатов которого стал проект Pussy Riot.
"Кто выиграл или прогадал, Pussy Riot или "Война" с Вором, - история уже расставляет все по своим местам… Еще до объявления приговора Pussy Riot стали всемирно известными, а если приговор будет обвинительным, в чем никто не сомневается, станут и вовсе символом протеста", - говорит Грязев.
По его мнению, дивиденды получило и государство, которое в ходе суда над Pussy Riot если и не приобрело новых сторонников, то уж точно укрепилось в глазах существующих и показало свою силу. А вот пострадавшими являются дети - и активистов "Войны", и тех же девушек из Pussy Riot, считает Грязев.
"Пока у власти Путин, в школу не пойдет"
По словам режиссера, сын Верзилова и Сокол Каспер, участвовавший в ряде акций "Войны", испытывает недостаток в общении со сверстниками: "Через полтора года после начала съемок я увидел, какие у Каспера были глаза, когда он смотрел на детей за забором детского сада. На тот момент ему уже было около трех лет, и он завидовал детсадовцам просто от количества детей, потому что обычно его родители ведут ночной образ жизни, а тут оказалось, что есть и другой мир, который скрыт от него. Игрушек у него было много, а вот общения почти никакого.
"На мой вопрос, пойдет ли он в школу, Коза ответила категорически: пока у власти Путин, в школу он не пойдет, - рассказал Грязев. - Ребенок уже начинает сталкиваться с лишениями, потому что эти лишения выбрали для себя и его родители".