Поручительства известных людей не убедили Мосгорсуд отменить аресты фигурантов дела о "массовых беспорядках" в Москве 27 июля - студента ВШЭ Егора Жукова (его РЕЧЬ в суде), студента МГТУ имени Баумана Даниила Конона, волонтера избирательного штаба Любови Соболь Алексея Миняйло и Кирилла Жукова. Все они участвовали в заседаниях по видеосвязи.
Кириллу Жукову предъявлено обвинение по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках), а также по части 1 статьи 318 УК (применение насилия против представителя власти) за то, что он пытался поднять забрало на шлеме сотрудника ОМОНа. В итоге СК объединил их в одно дело. В знак протеста против решения суда Жуков объявил голодовку.
За Жукова поручились его отец Сергей Жуков и пятеро общественных деятелей, в том числе историк Николай Сванидзе. Они просили перевести активиста под домашний арест, но Мосгорсуд отклонил поручительства, сообщила "МБХ медиа" адвокат правозащитной группы "Агора" Светлана Байтурина.
Жуков в суде заявил, что не собирается скрываться от следствия и препятствовать расследованию, и призвал судью "руководствоваться соображениями морали". В итоге его оставили под арестом до 27 сентября.
22-летнего студента МГТУ Даниила Конона, который собирал подписи для выдвижения в Мосгордуму директора ФБК Ивана Жданова, обвиняют в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК) на акции 27 июля. По версии следствия, Конон в группе лиц участвовал в прорыве полицейского оцепления и распылил слезоточивый газ. Активист вину не признает.
Конон и его защита просили перенести слушание из-за плохого качества связи, а также из-за сильного запаха краски, которой накануне покрасили двери в камере СИЗО. Судья в ходатайстве о переносе отказала.
За Конона поручились около 150 человек, сообщает "Медиазона". По словам адвоката Григория Червонного, это однокашники студента и кадеты, с которыми он был в казачьем корпусе. Фонд борьбы с коррупцией готов был выплатить за Конона залог в размере 2 млн рублей.
"Такая мера, как заключение под стражу - это крайняя мера для особо опасных граждан, чтобы отгородить от общества. Даниил не скрывался от суда, не угрожал свидетелям, давал полные и исчерпывающие ответы", - сказал адвокат, слова которого приводит "Новая газета". Червонный также рассказал, что к его подзащитному приходили оперативники под видом адвокатов и склоняли к признанию вины или сотрудничеству со следствием.
Адвокат Наталья Вундер в свою очередь отметила, что Конон поддерживает градостроительную политику мэра Москвы Сергея Собянина, "то есть не является ярым противником власти". Суд приобщил все поручительства к делу, но смягчить меру пресечения отказался и оставил Конона под арестом до 27 сентября.
Студент после прений обратился с речью к Собянину (приводится по "Медиазоне" и "Новой газете"):
"Здравствуйте, Сергей Семенович! Недавно вы давали интервью по поводу несогласованного митинга, в котором сетовали на отсутствие у задержанных московской прописки. К вам обращается человек, который родился в Москве, имеет московскую прописку, писал ряд статей о Москве и даже был назван в честь Даниила Московского. Этого достаточно, чтобы считать себя москвичом?
<…> Я обращаюсь к вам из СИЗО. Значительное число задержанных - студенты московских вузов. Я учусь в МГТУ имени Баумана по специальности инженерия. Разве стране, городу, не нужны инженеры? Разве не нужны специалисты по машиностроению? Это одно из восьми приоритетных направлений в России. Тогда почему мне отказано в мере пресечения в виде подписки? Это экономически невыгодно? Вы готовы прокормить семью из пяти человек, пока я нахожусь здесь, в СИЗО?
<…> Я живу в коммунальной квартире, которая подлежит обмену по программе реновации. Я ежедневно занимаюсь мелким ремонтом в ней, меняю окна, укрепляю стены. Может быть, вы готовы заниматься этим вместо меня? <…> Я призываю вас иметь смелость для защиты ваших горожан от произвола судов и силовых структур".
Тренеру сборщиков подписей за Любовь Соболь Алексею Миняйло предъявлено обвинение по статьям об участии в "массовых беспорядках" (часть 2, статья 212 УК РФ) и применению насилия в отношении полицейского (часть 2, статья 318 УК РФ). В чем именно это выражалось, неизвестно. Миняйло не признал вину, отметив, что его задержали до массовой акции.
За Миняйло поручились Любовь Соболь, руководитель благотворительного проекта "Нужна помощь" Митя Алешковский, президент благотворительного фонда "Предание" Владимир Берхин, режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Адвокат также предоставил характеристику и петицию в защиту Миняйло от студентов и преподавателей истфака МГУ, выпускником которого он является.
Прокурор возражала против приобщения поручительств, сославшись на то, что поручителей нет в зале. Судья проигнорировала доводы адвоката, что сотрудники суда не пустили поручителей в здание, и приобщила только четыре поручительства. Петицию "Новой газеты" с требованием прекратить дело о "массовых беспорядках", судья также отказалась приобщать. Поддержать Миняйло пришли его однокурсники.
Мать активиста заявила, что готова внести залог за сына в миллион рублей. Она отметила, что в последние 10 лет Алексей занимается исключительно благотворительными и социальными проектами. "Он очень привязан к России, возможность того, что он может скрыться от суда, я полностью исключаю", - сказала она.
Адвокат заявил, что в материалах дела нет свидетельств вины подзащитного, доказательства того, что он может скрыться, а также указал на многочисленные нарушения в ходе расследования дела со стороны следователя.
Сам Миняйло выступил с такой речью (приводится по "Новой газете"): "Я сердцем с теми, кто борется за свободу России. Я хочу сделать признание: я очень люблю Россию. Все, что я видел за 11 лет опыта работы наблюдателя, просто смузи по сравнению с дистиллированным бесстыдством, которое творится на выборах в Мосгордуму. Мое преступление в другом: я люблю Россию и не могу смотреть, как ее насилует ОПГ во главе с Путиным [На этих словах судья попросила Миняйло "выбирать слова в суде". - МБХ]. Разделение властей, свободные выборы - ничего этого нет. За любовь к родине я готов и сесть".
Мосгорсуд оставил Миняйло под стражей до 27 сентября. Напомним, всего по делу о "беспорядках" проходят 14 человек. Вину признал только один - член "Яблока" Валерий Костенок.