Архив NEWSru.com

Приглашение Путина лидеров "Хамаса" в Москву свидетельствует о той же готовности отбрасывать внешнеполитические табу, какую он продемонстрировал после терактов 11 сентября 2001 года, поддержав размещение американских военных баз на территории бывшей советской Средней Азии.

Владимир Путин объявил, что готов встретиться с палестинским "Хамасом" в следующем месяце в Москве. "Мы никогда не считали "Хамас" террористической организацией", - заявил российский президент.

Но игра, которую ведет российский президент, на этот раз крупнее. Путин разгневал не своих военных советников, как в 2001 году, а партнеров по "ближневосточному квартету": Европейский союз, ООН и, прежде всего, США, пишет The Financial Times. Израиль обвинил Москву в предательстве. И только Франция ее поддерживает. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Испания и Франция уже одобрили решение Путина о приглашении представителей "Хамаса" и, как сообщают арабские и израильские источники, ведут работу над тем, чтобы "Хамас" был вычеркнут из европейского списка террористических организаций. Кроме того, правительство Уго Чавеса "с удовольствием" примет у себя представителей "Хамаса", если они решат посетить Венесуэлу в ходе предстоящей поездки в Южную Америку.

Для "Хамаса" эти приглашения - превосходная новость и билет к международному признанию, пишет The Wall Street Journal. Пусть Венесуэла далеко от Ближнего Востока, но Чавес завязал прочные отношения с Ираном, патронирующим "Хамас", и его влияние в мире "неприсоединившихся к блокам" растет. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Можно ожидать, что и другие страны последуют этой тактике легитимизации "Хамаса", оставив администрацию Буша, отказывающуюся иметь дело с этой группировкой, в определенной изоляции, пишет американская газета.

Таким образом, вновь всплывает тема, представленная во вчерашних новостях арабского мира как важное сообщение: США и Израиль пытаются дестабилизировать "Хамас", ограничив финансирование ПА. Ни президент Буш, ни исполняющий обязанности премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт, однако, никогда не делали секрета из своего намерения изолировать "Хамас" и лишить Палестинскую автономию финансирования, в случае если "Хамас" придет к власти. Отказываясь предоставить "Хамасу" статус уважаемой политической единицы, США и Израиль не наказывают их. Они способствуют их обучению.

Со своей стороны, "Хамас" по-прежнему не реагирует на международные призывы к разоружению, отказу от терроризма и признания легитимности государства Израиль. Лидер "Хамаса" Халед Машаль сразу же после выборов написал в британской The Guardian: "Мы никогда не признаем легитимность этого сионистского государства. Мы не намерены добиваться дружеских отношений ценой своих законных прав".

Россия хочет вновь стать важной силой на Ближнем Востоке

Путина обвиняют в двойных стандартах за то, что он протягивает руку военизированной палестинской группировке, предположительно связанной с чеченскими террористами. Он рискует попасть в неловкое положение, если его попытки убедить "Хамас" признать Израиль и отречься от терроризма провалятся, а за встречей в Москве последует теракт смертника.

Важным фактором в путинской игре, несомненно, была его кампания по восстановлению имиджа России как мировой державы. В сочетании с ролью Москвы в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы она свидетельствует о желании России вновь стать важной силой на Ближнем Востоке.

Она сигнализирует также о сомнениях в политике США в регионе, которая, по мнению России, проваливается. После того как российский лидер назвал победу "Хамаса" на палестинских выборах серьезным ударом по мирным усилиям США, его приглашение выглядит попыткой усугубить проблемы Вашингтона.

Однако независимые аналитики в Москве утверждают, что за действиями Путина стоит точный расчет. "Эта политика является 100-процентным прагматизмом", – говорит Евгений Сатановский, глава частного Института ближневосточных исследований.

Политику формируют несколько соображений. Во-первых, эмиграция в Израиль миллиона российских евреев, многие из которых сохранили российское гражданство, обеспечила крепкие культурные связи между двумя странами. Но Россию считает родиной самое большое и быстро растущее мусульманское меньшинство в Европе. Радикальный ислам будоражит не только Чечню и Северный Кавказ, но и такие российские автономные республики, как Татарстан и Башкортостан.

Во-вторых, географическая близость. Россия находится на перекрестке Европы и Азии, христианства и ислама. Например, Иран отделяет от России только Кавказ или Каспийское море. Это дает России стимул для того, чтобы позаботиться об отсутствии у Ирана ядерного оружия.

"Иран к России ближе, чем Германия к Британии, – говорит Сатановский. – Южные российские города досягаемы для иранских ракет". При этом Россия не хочет рисковать торговыми отношениями, объем которых составляет 2 млрд долларов в год, и с недоверием относится к свидетельствам об иранских ядерных амбициях. Как отметил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, она стремится избежать санкций ООН, которые могут вызвать у Тегерана желание мстить.

Раджаб Сафаров, генеральный директор Центра изучения современного Ирана, говорит, что санкции заставят Тегеран прекратить нефтяной экспорт и выйти из международных договоров, включая Договор о ядерном нераспространении. Последствия будут катастрофическими. Этим объясняется стремление Москвы к компромиссу и предложение создать на российской территории совместное предприятие для производства обогащенного урана, необходимого Ирану для атомной энергетики.

Что касается "Хамаса", неизвестно, примет ли он протянутую Россией руку, пишет британская газета. Но Москва не только настаивает, что попытаться стоит, но и отмечает, что, добившись проведения свободных палестинских выборов, США и их партнеры теперь должны иметь дело с их предсказуемым результатом. "Если признавать легитимность выборов, почему не признать легитимность результатов?" – говорит Ирина Звягельская, эксперт по Ближнему Востоку в Международном центре стратегических и политических исследований.

"Хамас", добавляет она, является не только террористической организацией, но и занимается охраной здоровья палестинцев. По российским расчетам, "Хамас" должен будет оправдывать доверие избирателей, показывая, что к его голосу в мире прислушиваются, но для этого ему придется отказаться от насилия.

Поскольку Россия никогда не называла "Хамас" террористической организацией, она не сталкивается с такими правовыми ограничениями, как ЕС и США, и может встретиться с его представителями и обсудить условия мирового сообщества. "Встреча покажет, на что можно надеяться, – говорит Звягельская. – И есть ли надежда вообще".