kasparov.ru

Следственные органы прекратили уголовное преследование президента компании "Китэлитнедвижимость" Веры Трифоновой, скончавшейся в СИЗО, в связи с ее смертью, при этом признали ее виновной в мошенничестве. Однако защита намерена оспорить данное решение и добиться полной реабилитации Трифоновой, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на адвоката Владимира Жеребенкова.

По словам адвоката, расследование уголовного дела завершено, в среду остальные фигуранты дела - Шамирян и Шубин, а также их защита - приступят к ознакомлению с его материалами. "Мы же будем настаивать на прекращении дела в отношении Трифоновой, но с другой формулировкой: за отсутствием в ее действиях состава преступления. Прекращение дела по факту смерти обвиняемого не является реабилитирующим обстоятельством", - сказал Жеребенков.

По версии следствия, в 2009 году Трифонова, а также депутат Магаданской областной думы Георгий Шамирян и их общий знакомый - некий Шубин - собирались похитить у председателя правления АКБ "МФТ-Банк" Разумова П.В. 45 млн рублей, пообещав ему сенаторское кресло. Шамирян 16 декабря 2009 года получил от представителя Разумова - некоего Гидрасова - требуемую сумму (из которых 42 млн являлись муляжом), после чего депутат был задержан. Затем оперативники задержали и остальных предполагаемых соучастников.

- Виновные в гибели Трифоновой не найдены
- Адвокаты и правозащитники: В РФ часто возбуждают уголовные дела против невиновных
- В 2009 году в российских СИЗО умерли более 200 тяжело больных людей

Уголовное дело вызвало общественный резонанс после гибели Трифоновой в следственном изоляторе "Матросская тишина" в апреле 2010 года, предположительно, от острой сердечной недостаточности. Обвиняемая находилась под арестом, несмотря на крайне тяжелое состояние здоровья. Обвинения по делу о гибели главы "Китэлитнедвижимости" до сих пор никому не предъявлены.

В октябре этого года, то есть спустя полгода после гибели Трифоновой, в уголовном деле появился новый эпизод мошенничества - попытка хищения денежных средств под предлогом оформления земельного участка, рассказал Жеребенков.

При задержании в декабре 2009 года и на протяжении всего следствия троим фигурантам дела, в том числе и Вере Трифоновой, вменялось мошенничество, а именно попытка хищения 45 млн рублей в обмен на место в Совете Федерации РФ.

В октябре этого года Шубину и Трифоновой вменили новый эпизод мошенничества: якобы еще в 2007 году они мошенническим путем - под предлогом передачи 35 гектаров земли - похитили у бизнесмена Андрея Козырева 1,5 млн долларов.

По мнению Жеребенкова, первый эпизод (о попытке хищения 45 млн рублей у Разумова) следовало прекратить за отсутствием в действиях фигурантов состава преступления. Он пояснил, что преступление было спровоцировано: деньги передавал не потерпевший, а сотрудник милиции, работавший под прикрытием, кроме того, деньги принадлежали не потерпевшему, а МВД.

Таким образом, по мнению адвоката, обвиняемые не похищали мошенническим путем деньги Гидрасова, а значит, и самого состава преступления не было.

Он также напомнил, что Страсбургский суд в 2005 году признал незаконным создание условий оперативными сотрудниками для совершения преступления, поскольку в противном случае оно не имело бы место.

"Таким образом, получилось, что Трифонова незаконно содержалась в СИЗО не только из-за состояния здоровья, но и потому, что она вообще не совершала преступных деяний и незаконно была привлечена к уголовной ответственности. Кстати, в материалах уголовного дела содержатся сведения, что оперативник трижды пытался передать деньги именно Трифоновй, и она трижды давала отказ", - отметил адвокат.

Он напомнил, что Трифонова была задержана после того, как деньги, по версии следствия, получил депутат Шамирян.

"Видимо, обвинение по этому эпизоду в отношении Трифоновой разваливалось, чтобы перестраховаться, ведь невиновная женщина скончалась в СИЗО, был придуман новый эпизод", - отметил Жеребенков.

Он добавил, что в отношении Трифоновой дело прекращено по обоим эпизодам, но не в связи с ее невиновностью, а потому, что она погибла.

"Мы с данной формулировкой не согласны и будем ее оспаривать в суде", - сказал адвокат.

Напомним, погибшего в СИЗО юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского на днях следственные органы также посмертно обвинили в мошенничестве. В Следственном комитете при МВД России заявили, что Сергей Магнитский не был юристом фонда Hermitage Capital, а работал его бухгалтером и в этом качестве разрабатывал схему ухода от налогов. Как бухгалтер он был причастен к хищению 5,4 миллиарда рублей бюджетных средств.

Виновные в гибели Трифоновой не найдены

Глава "Китэлитнедвижимость" скончалась 30 апреля этого года в палате интенсивной терапии хирургического отделения больницы "Матросской тишины". По информации УФСИН, Трифонова поступила в больницу с диагнозом "сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность".

"Проведенная экспертиза показала, что у Трифоновой не было ни одного живого органа... Отек легких, мозга, бронхит, гепатит...", - сообщил Жеребенков, отметив, что ответственности за содержание больной женщины в следственном изоляторе так никто и не понес.

Ранее следователи сообщали как минимум о двух уголовных делах: в отношении бывшего следователя Сергея Пысина, курировавшего дело Трифоновой, а также врачей, проводивших операцию погибшей и забывших, по версии следствия, в ее теле посторонний предмет.

"Однако обвиняемых в деле гибели Веры Трифоновой так и нет. Мы не знаем, что происходит с "делом врачей", так как следственные органы не ставят в известность ни адвокатов, ни родственников погибшей о ходе расследования. Мне известно, что в ближайшее время бывшему следователю Пысину будут предъявлены обвинения, скорее всего по статье "Халатность" (статья 293 УК РФ)", - рассказал адвокат.

Вместе с тем, защита считает, что следователю надо вменить статью 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).

Статья "Халатность" предусматривает максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы, а "злоупотребление должностными полномочиями" - до десяти лет.

"Мы также просили следствие привлечь к ответственности начальника СИЗО "Матросская тишина" Фикрета Тагиева, судью Одинцовского горсуда Ольгу Макарову, вынесшую решение о продлении ареста Трифоновой, милиционеров, спровоцировавших преступление. Но никакой реакции на наши заявления, к сожалению, пока не последовало", - сказал Жеребенков.

После инцидента в СИЗО "Матросская тишина" были уволены Пысин и заместитель руководителя следственного управления СКП РФ по Московской области Александр Филиппов. Судья Макарова уволилась по собственному желанию, но в июле квалифколлегия судей Подмосковья досрочно лишила ее полномочий.

На начальнике "Матросской тишины" инцидент никак не отразился.

Адвокаты и правозащитники: В РФ часто возбуждают уголовные дела против невиновных

Ряд российских адвокатов и правозащитников считают, что правоохранительные органы России нередко возбуждают уголовные дела против тех, кто невиновен. "У Сергея Магнитского, Веры Трифоновой и по другим делам - это провокация, и о защите прав граждан никакой речи не идет", - цитирует агентство "Интерфакс" заявление адвоката Владимира Жеребенкова на пресс-конференции.

Согласился с ним и адвокат Михаил Трепашкин, по мнению которого "провокации и фабрикации уголовных дел стали обыденным делом в России". В качестве наиболее яркого, по их мнению, примера этого они привели дело в отношении заместителя главы Серпуховского муниципального района Подмосковья Елены Базановой, которая обвиняется в получении крупной взятки.

"В отношении Базановой была осуществлена провокация: было написано заявление от некого гражданина Юсупа Каримова. По данному заявлению было возбуждено уголовное дело, Базанову взяли под стражу без разбирательств", - заявил на пресс-конференции в "Интерфаксе" правозащитник Виктор Камалдинов.

Вместе с тем, по его словам, впоследствии выяснилось, что компания, которой Базанова якобы за взятку должна была оказать услугу, "это фирма липовая", а ее глава имел подложные документы.

В свою очередь, правозащитник Игорь Огородников заявил, что был свидетелем того, как сотрудники правоохранительных органов, придя задерживать Базанову, "более трех-четырех часов фактически лишили ее возможности сходить в туалет, более часа не допускали к ней адвоката, а затем она беседовала с ним только в присутствии сотрудника правоохранительных органов".

В свою очередь, присутствовавший на пресс-конференции сын Базановой рассказал, что ее не отпустили даже побывать на похоронах отца.

В заключении участники пресс-конференции сообщили, что к ним "со всех регионов было очень много обращений по поводу таких же сфабрикованных дел - псевдопотерпевшие, лжепредприниматели, оперативные актеры (сотрудники правоохранительных органов)".