Россия еще ни разу не предоставляла иностранцам политического убежища. "Почему, сказать трудно, мы не имеем права разглашать какую бы то ни было информацию о соискателях", - заявил пресс-секретарь Федеральной миграционной службы Константин Полторанин в интервью "Российской газете". Беседа с Полтораниным появилась в издании одновременно с публикацией правил ФМС по предоставлению убежища в России иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Чтобы подать ходатайство о политическом убежище на имя президента, достаточно предоставить документ, удостоверяющий личность, и две фотографии. Однако даже непредставление удостоверения личности не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства, которое добивающийся убежища человек должен подать в течение семи дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих вернуться на родину. Обращение следует писать на русском языке, для его обоснования можно предоставить любые документы.
После с заявителем проводится собеседование, а сам он обязательно сдает отпечатки пальцев. При отказе в получении политического убежища человек может остаться в стране на положении беженца. Основанием для отказа в убежище уже после его получения могут послужить возврат в страну своей гражданской принадлежности и "соображения государственной безопасности". Кроме того, убежища может лишиться человек, который занимается "деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций".
Регламент прописывает процесс получения убежища до мельчайших подробностей: указано даже, какие стулья и стойки должны обеспечивать удобство для соискателей, как должны быть оформлены стены приемной. В жару беженцам обещают кондиционер, в холод - гардероб. Работников службы приказ обязывает вежливо разговаривать с ними, а отвечая на вопросы по телефону, не отвлекаться на посторонние беседы.
Претенденты на политическое убежище в России
В связи с заявлением пресс-секретаря Федеральной миграционной службы Константина Полторанина напомним, что в России в даный момент находятся вдова и сын покойного президента Югославии Слободана Милошевича, которого Гаагский трибунал обвинял в военных преступлениях. Родственники Милошевича имеют статус беженцев, поскольку в убежище им было отказано. Российская сторона не спешит выдавать их сербскому правосудию - экстрадировать семью Милошевича потребовал министр юстиции Сербии Душан Петрович.
А в 2006 году СМИ со ссылкой на российскую прокуратуру сообщили, что политическое убежище в России может получить экс-министр госбезопасности Грузии, оппозиционер Игорь Гиоргадзе. Грузинские власти объявили Гиоргадзе в международный розыск по подозрению в организации покушения на экс-президента страны Эдуарда Шеварднадзе в 1995 году. Гиоргадзе проживает в Москве и, по данным грузинских СМИ, пользуется покровительством некоторых руководителей РФ.
Задержанный в Москве французский психотерапевт Жанно Оаро также просил политического убежища, чтобы избежать экстрадиции на родину, где его обвиняли в изнасиловании шести пациенток. Убежище ему предоставлено не было, однако суд отказался выдать Оаро Франции, и насильник был освобожден из-под стражи.
Председатель Национального фронта Бельгии Даниэль Ферэ в 2006 году также заявлял, что намерен просить политического убежища в России после того, как суд Брюсселя лишил радикального политика права избираться на должности в течение 10 лет и приговорил его к 250 часам общественных работ. Ферэ обвиняли в расистской пропаганде и дискриминационных высказываниях: он использовал слово "террорист" как синоним слову "мусульманин", а в карикатурах изображал выходцев из Африки в виде животных.