Руководство социальной сети Facebook в течение суток заблокировало два аккаунта российского блоггера Рустема Адагамова. Сначала его первая страница стала недоступна на месяц из-за публикации им фотографий елочных игрушек норвежского музея Второй мировой войны в Свольвере. После этого Адагамов создал второй аккаунт, чтобы обойти блокировку, однако его постигла такая же участь. Об этом блоггер рассказал на своей странице в Twitter.
"Когда социальная сеть, созданная американцами, так гордящимися своей свободой слова, банит пользователя за фотографии новогодних елочных игрушек времен Второй мировой войны только потому, что на некоторых из них изображена свастика - вот это удивляет безмерно. Игрушки эти - интересные артефакты минувшего, которые хранятся в частном норвежском музее", - заявил Адагамов в интервью на Радио "Свобода".
По его словам, эти игрушки парадоксальны в своем "странном сочетании несочетаемого". Предположительно, руководство соцсети обратило внимание на аккаунт Адагамова из-за многочисленных жалоб со стороны пользователей Facebook, которые, по мнению самого блоггера, появились не случайно. "Я все время получаю уведомления о таких жалобах, самых абсурдных, на авось, "может получится". Определенные структуры, которые получают финансирование на борьбу с инакомыслием в Рунете, ищут способы воздействия на неугодных. И Facebook им в этом немало потворствует, занимая максимально отстраненную позицию в политике администрирования пользователей. Пришло на такого-то сто-двести жалоб – пожалуйте в бан. Никто не разбирается по существу дела, все происходит автоматически", - объяснил блоггер.
После блокировки своего первого аккаунта Адагамов открыл вторую страницу и призвал всех писать жалобы на закрытие своего профиля на месяц в службу поддержки Facebook. Однако спустя несколько часов и она стала недоступна для просмотра.
Ранее руководство Facebook заблокировало аккаунт журналиста Сергея Пархоменко из-за поста о попавшем в СМИ "строго конфиденциальном", составленном анонимными экспертами докладе о катастрофе Boeing на востоке Украины. Однако спустя непродолжительное время его страница была восстановлена, а представители соцсети извинились за совершенную ошибку.
После разбирательства в Facebook признали блокировку ошибочной. "Так как наша команда имеет дело с тысячами запросов и жалоб ежедневно, в редких случаях мы совершаем ошибки. В данном случае мы ошибочно заблокировали пост на странице Сергея Пархоменко, но он был восстановлен, как только нас оповестили об ошибке", - сообщил представитель соцсети. Он добавил, что компания хотела бы извиниться за неудобство, причиненное автору и пользователям.
Между тем украинские средства массовой информации неоднократно сообщали о том, что со стороны местных пользователей Facebook возникают жалобы о блокировании страниц проукраинских активистов и отдельных сообщений. Пользователи жаловались, что украинский сегмент соцсети курирует российский администратор. Однако в самой компании эту информацию опровергли, заявив, что модерация сообщений и страниц происходит в столице Ирландии Дублине.
После этого президент Украины Петр Порошенко через социальную сеть обратился к основателю Facebook Марку Цукербергу с официальной просьбой. Глава государства предложил американскому миллиардеру открыть офис компании на Украине. "Необходимо использовать все имеющиеся каналы для того, чтобы получить реакцию от международных компаний. Украине необходимо иметь представительство Фейсбука", - заявил Порошенко.
Спустя три дня в ходе очередной сессии вопросов и ответов с пользователями Facebook Марк Цукерберг, отвечая на вопрос Порошенко, сообщил, что компания не планирует открыть украинский офис в ближайшем будущем. При этом Цукерберг отметил, что вопрос украинского президента, заданный 12 мая, стал самым популярным за все время проведения сессий с пользователями. По словам Цукерберга, ему пришлось потратить некоторое время на то, чтобы разобраться во всех деталях и подготовить полноценный ответ.
В ходе выступления Цукерберг подробно осветил ситуацию с блокировкой некоторых записей украинских пользователей, в которой некоторые усмотрели политический подтекст. Он отметил, что заблокированные посты носили агрессивный характер, а также содержали оскорбления по этническому признаку или призывали к насилию. Таким образом, записи нарушали правила соцсети, и решение об их блокировке было правильным. Цукерберг подчеркнул, что лично изучил некоторые заблокированные записи и не нашел ошибок в действиях модераторов.