Мосгорсуд

Свидетель обвинения по делу "Седьмой студии" Алеся Махмутова заявила в четверг на заседании суда, что следователь во время допроса угрожал ей. Сейчас Махмутова работает начальником отдела управления контрактами в департаменте поддержки искусства и народного творчества Минкульта, пишет "Коммерсант".

"На меня оказывалось психологическое давление вплоть до угроз. Руководитель следственной группы говорил мне о том, что если я сейчас буду рассказывать, что все было по закону, то у меня есть возможность из свидетеля превратиться в соучастника, подозреваемую", - заявила Алеся Махмутова.

На вопрос судьи Олеси Менделеевой, обращалась ли она с жалобой на действия следствия, свидетель ответила: "Нет, не обращалась. Я обычный человек. У меня, как у обычного человека, присутствует чувство страха".

Показания Алеси Махмутовой на стадии следствия были зачитаны по просьбе представителя гособвинения прокурора Михаила Резниченко. Допрос, согласно протоколу, который зачитал прокурор, прошел 19 июля 2017 года. "Допрос шел шесть часов, мне не была предоставлена вода, я не выходила из кабинета", - сказала Алеся Махмутова. По ее словам, допрос вели пять человек. Прокурор сказал, что в протоколе стоит фамилия следователя Мосенкова. Судья после заявления Махмутовой записала фамилии следователей, которых она намерена вызвать на допрос: Васильев, Лавров, Мосенков, Монич.

Дело "Седьмой студии" рассматривается Мещанским районным судом Москвы во второй раз с начала ноября.

Напомним, фигурантам дела "Седьмой студии" инкриминируется хищение 133 миллионов бюджетных рублей из 216 млн, выделенных Минкультом в 2011-2014 годах основанной режиссером Кириллом Серебренниковым автономной некоммерческой организации (АНО) "Седьмая студия" на реализацию проекта по популяризации и развитию современного искусства "Платформа" (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом экспертиза доказала, что бюджет "Платформы" был больше выделенных из бюджета средств.

Обвиняемыми, помимо Серебренникова, проходят бывший генеральный продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский, ее экс-гендиректор Юрий Итин, а также бывший руководитель департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум.

Подсудимые категорически отрицают свою вину. Согласно позиции защиты, все денежные средства, выделенные "Седьмой студии" из бюджета, в том числе обналиченные, тратились на нужды "Платформы", а возможный ущерб по делу был ошибочно установлен следствием только исходя из суммы обналиченного в период работы АНО.

Дело бывшего главбуха "Седьмой студии" Нины Масляевой, также обвиняемой в мошенничестве, в начале 2018 года было выделено в отдельное производство, поскольку она единственная в ходе расследования признала вину, заключила досудебное соглашение и дала показания на бывших коллег.

Материалы, собранные в отношении Екатерины Вороновой, которая в разное время занимала должности продюсера и генпродюсера "Седьмой студии", также выделены в отдельное производство, так как она уехала из России. Обвинение ей предъявлено заочно. Воронова объявлена в международный розыск.

На заседании 15 ноября Серебренников рассказал, что идея "Платформы" появилась у него из мысли "за державу обидно", так как молодежь по стране перестала ходить в театры и в целом Россия отставала в развитии современного искусства. По словам режиссера, он надеялся, что его с соратниками усилия в этом направления будут оценены властью, "думал, нам дадут орден, а нам "пришили" организованную группу". Свое уголовное преследование Серебренников назвал "чудовищным и абсолютно несправедливым".