kremlin.ru

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", устанавливающий двухгодичное "ограничение" для тех чиновников-руководителей, которые переходят на работу в коммерческую или же некоммерческую организацию, связанную с их прежней сферой деятельности. В этот круг попали как руководители высшего ранга, так и руководители департаментов, помощники и советники.

Известно немало случаев, когда чиновники уходили в профильный бизнес. В 1997 году экс-министр топлива и энергетики Петр Родионов стал зампредом правления "Газпрома". В 1999 году бывший министр финансов Александр Лившиц возглавил правление банка "Российский кредит". В 2007 году бывший председатель ФСФР Олег Вьюгин возглавил совет директоров МДМ-банка. В 2008 году бывший директор департамента электроэнергетики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко стал гендиректором ООО "РНэнерго", пишут "Ведомости".

Перечень тех, кому придется в течение двух лет после увольнения с госслужбы спрашивать разрешение специальных комиссий на трудоустройство, почти совпадает со списком тех, кто должен отчитываться о доходах. Нарушение этого требования грозит серьезными последствиями, предупреждает государственно-правовое управление президента в справке к документу, оно может стать основанием для признания ничтожными сделок, в которых участвовал бывший чиновник. А доход, полученный по таким сделкам, может быть взыскан в пользу государства. Наиболее интересные цитаты и комментарии из российских газет на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

Пока неизвестно, снизит ли этот указ уровень коррупции, отмечает "Коммерсант". По словам самого Дмитрия Медведева, он пока не наблюдает вообще никаких значимых успехов в этом направлении. С ним согласно и население. По результатам соцопросов, 60% опрошенных считают, что коррумпированность элиты за десять лет выросла. Более того, в массовом сознании усиливается пессимистическое восприятие антикоррупционных инициатив властей.

Между тем у нововведения есть и обратная сторона, считает "Российская газета". Многие коммерческие фирмы действительно заинтересованы в опыте и квалификации многих бывших чиновников и с удовольствием берут на работу профессионалов, прошедших госслужбу. Издание задается вопросом, правильно ли закрывать добросовестным людям все двери после отставки под предлогом борьбы с коррупцией. Именно для этого и будут созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Запрет на уход в бизнес для чиновников не является российским ноу-хау, напоминает "Московский комсомолец". Он содержится в антикоррупционной Конвенции ООН, которую подписали многие страны, в том числе и Россия. Газета также отмечает, что указ здорово подрезает крылья тем 20% чиновников, которые в ближайшие годы останутся без работы в свете сокращения госаппарата. А те, что работали в министерствах и ведомствах не ради хлебного места, а связей, опыта и личного реноме, могут оказаться у разбитого корыта.

В перспективе эта мера угрожает оттолкнуть от государевой службы специалистов с хорошим потенциалом. Впрочем, посредственных и неамбициозных служащих она вряд ли отпугнет, заключает издание.