Съемки НТВ

Анна Политковская: "Это не офицеры были, а банда Махно". Обозреватель "Новой газеты" считает, что военные, с которыми она общалась в Чечне во время своего задержания, психически не здоровы.

Анну Политковскую в четверг военные доставили вертолетом в Ханкалу на допрос к прокурору. Там у нее появилась первая возможность рассказать журналистам о том, что произошло.

Два дня обозреватель "Новой газеты" провела, по ее словам, в бункере на территории десантной части. "Я считаю, что те люди, которые попались на моем пути, не очень психически здоровы вследствие обстоятельств, в которых они находятся. Я просто уверена теперь, что все претензии гражданского населения по издевательствам над ними, абсолютно оправданны", - завила Политковская.

По словам Политковской, она приехала в Веденский район расследовать многочисленные жалобы местных жителей на военных. Люди сообщали об издевательствах, о том, что живут без света, еды и тепла. Обратилась за комментариями в 45 полк, ее задержали, несмотря на аккредитацию, оформленную в аппарате Сергея Ястржембского.

"Те, кто меня допрашивал, сказали, что все это ерунда, что Ястржембскому платит Басаев, и я как бы от Басаева пришла сюда за сбором сведений военного характера", - утверждает Политковская.

Представители ФСБ утверждают, что она все выдумывает, и документы у нее были неправильные. "То, что к ней применялись какие-то жесткие меры, что ее там выводили на расстрел или подсыпали ей какие-то отравляющие вещества - блеф. Во избежание всяких домыслов на сей счет было принято решение и у нее взяли анализ крови, я думаю, он все покажет, если, конечно, госпожа Политковская не употребляла наркотические вещества - я не знаю, так это или нет, анализ крови, наверное, даст ответ. Других веществ никаких обнаружено быть не может, это я могу сказать абсолютно ответственно, потому что к ней относились вполне уважительно и корректно. Но те недостатки в документах, которые у нее имелись, немотивированное появление там, отсутствие регистрации в пресс-центре объединенной группировки, - вот эти вопросы и вызвали сомнение. Пока их проверяли, она находилась там". √ заявил журналистам начальник управления программ содействия ФСБ Александр Зданович.

Изъятые у Политковской записи, фотоснимки, по словам Здановича, спецслужбы передадут в редакцию "Новой газеты". Два дня подряд коллеги из Москвы безуспешно пытались поговорить с Анной по телефону и получить внятную информацию о происходящем.

Сейчас, когда ясно, что Анна скоро вернется в редакцию, здесь настаивают, что все необходимые бумаги у нее были. "Она поехала по согласованию с премьером Ильясовым. У нее есть постоянная аккредитациядля работы в Чечне. Больше того, уверяю вас, Анна Степановна хорошо знает Конституцию Российской Федерации и руководствуется ею в повседневной жизни. В Конституции ничего не сказано о том, что она еще должна найти какой-то пресс-центр и в каком-то пресс-центре встать на какой-то учет. У нас сейчас даже чрезвычайное положение в Чечне не объявлено. О чем вообще говорить?", - заявил главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

Утверждение Политковской и Здановича сильно расходятся. Например, она утверждает, что приехала в часть на машине, предоставленной помощником депутата Аслаханова, а представитель ФСБ говорит, что за рулем сидел подозрительный человек, близкий к Масхадову. Журналистка рассказывает, что над ней издевались и даже пугали расстрелом. Зданович настаивает, что кормили хорошо и относились уважительно. "Вы знаете, это все слова госпожи Политковской, не более того. Она может заявлять все что угодно", - отметил Зданович.

В четверг вечером военным вертолетом Анну Политковскую доставили в Моздок. По непроверенной информации, оттуда на машине в сопровождении военных ее повезли в Ставрополь.

Возможно, завтра журналистка прилетит в Москву. Расследованием инцидента занялась Генеральная прокуратура.