Архив NEWSru.com

Сегодня, когда Кремль посылает противоречивые сигналы, связанные с политикой России по отношению к бизнесу, история безуспешных попыток спасти нефтяной гигант ЮКОС дает ключ к загадке, которую российский президент Владимир Путин представляет даже для своих друзей среди западных лидеров, пишет влиятельная американская газета The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa).

Летом прошлого года на встречах с бывшим премьер-министром Канады Жаном Кретьеном и президентом Франции Жаком Шираком Путин дал понять, что он готов обсуждать предложения по спасению ЮКОСа. Но Кремль так и не сделал этого. Вместо этого Москва продала главный актив ЮКОСа для покрытия налоговой задолженности компании.

Такие противоречивые сигналы усиливают беспокойство в западных столицах: возможно, "бывший агент КГБ" имеет более слабое влияние в Кремле и в ключевых правительственных агентствах, чем некие другие силы. "Он решил отойти от демократической системы сдержек и противовесов и создал потенциал для очень сильной централизованной структуры, но эта структура не обеспечивает желаемого результата", - говорит один из американских дипломатов.

Официальные лица Соединенных Штатов сегодня изучают российскую политическую и бизнес-элиту с целью понять, какой властью Путин обладает на самом деле. Путин, который пользуется сильной поддержкой среди населения, выглядит на своей должности уверенно. Но даже сегодня, когда лояльные Путину люди контролируют парламент, ключевые министерства и судебную ветвь власти, часто возникает впечатление, что президенту сложно заставить их делать то, что он хочет. Так, кампания, которую недавно провел Путин с целью укрепить доверие бизнеса к власти в разгар дела ЮКОСа, была подорвана потоком новых налоговых претензий, предъявленных крупным компаниям. Кремлевские официальные лица заявили, что они не в силах немедленно остановить поток этих претензий, пишет The Wall Street Journal.

Официальные лица Кремля признают, что правительство расколото, по разным основаниям - идеологическим, экономическим и причинам личного характера. По словам бывших и сегодняшних правительственных чиновников, Путин стремится сохранять видимость стабильности, поэтому он не любит увольнять официальных лиц, а зачастую тем самым подрывается дисциплина. Беспорядок усугубляется тем, что официальные лица и дипломаты называют "метастазами коррупции".

"После того как число олигархов 90-х годов в России уменьшилось, внутри структур власти возник новый класс официальных олигархов", - заявил газете один из американских дипломатов. Власть таких олигархов заметно проявилась во время битвы между группами внутри Кремля за контроль над активами ЮКОСа. Менеджмент государственной нефтяной компании "Роснефть", которая приобрела главный актив ЮКОСа - сибирскую нефтедобывающую компанию ("Юганскнефтегаз" - прим. ред.), сопротивляется и саботирует план Путина по слиянию "Роснефти" с ОАО "Газпром", который контролируется "другой фракцией". Об этом говорят источники, близкие к обеим компаниям. Такая борьба за получение выгоды подорвала усилия Кремля, которые должны были продемонстрировать, что цель дела ЮКОСа - добиться соблюдения налогового законодательства, полагает The Wall Street Journal.

"Мы считаем, что Путин не хотел, чтобы события развивались таким образом, но его заставили (смириться с этим)", - говорит Сэм Слуцкий, партнер юридической фирмы Heenan Blaikie, которая работала в тесном сотрудничестве с бывшим канадским лидером Жаном Кретьеном во время его переговоров с Путиным.

Внутренняя "кухня" кремлевской политики остается загадкой для людей со стороны, и, возможно, попытка Кретьена добиться примирения (между властью и ЮКОСом) была либо хитрым маневром, либо следствием непонимания. По словам одного из кремлевских официальных лиц, желания пойти на переговоры никогда не было. Председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко говорит, что предпринятые им в прошлом году попытки установить контакт с высшими правительственными чиновниками оказались бесплодными, за исключением одной встречи, на которой ему было сказано, что власти "не доверяют" бывшему главе этого нефтяного концерна Михаилу Ходорковскому.

По словам Слуцкого, Кретьен не считает, что он неправильно понял своего друга Путина. Дискуссия между бывшим канадским лидером и российским президентом отражена в письмах Кретьена Владимиру Путину и другим российским официальным лицам, и The Wall Street Journal утверждает, что располагает текстами этих писем. Кремль подтверждает факт встречи российского и канадского лидера в июле прошлого года, но отказывается давать какие-либо комментарии по поводу ее содержания.

В своих публичных заявлениях Путин настаивает на том, что дело ЮКОСа является наказанием этой компании за уклонение от уплаты налогов. Другие официальные лица в его правительстве дают понять, что дело ЮКОСа - это кампания против Михаила Ходорковского и его политических амбиций. В ближайшую среду, 27 апреля, Мещанский суд Москвы должен огласить приговор Михаилу Ходорковскому, которому предъявлены обвинения в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

В июне прошлого года Путин заявил, что его правительство сделает все возможное для того, чтобы не допустить банкротства ЮКОСа. Это высказывание, а также неофициальные заверения Кремля в том, что президент РФ намерен обсудить варианты урегулирования дела ЮКОСа, вдохновили Жана Кретьена в его поездке, сообщили люди, осведомленные о тех переговорах.

Несколькими неделями раньше Жана Кретьена наняла Group Menatep, имеющая контрольный пакет акций ЮКОСа, для того чтобы Кретьен представлял ее интересы. По словам Слуцкого, Путин говорил Кретьену о своем намерении обсудить варианты урегулирования дела ЮКОСа. 5 июля прошлого года Путин встретил "своего старого друга" в Кремле. Оба лидера пошутили по поводу того, что каждый из них остался в хорошей форме. "Он был счастлив начать дискуссию со мной" о том, как разрешить ситуацию с ЮКОСом, сказал Кретьен в телефонном интервью The Wall Street Journal.

Кретьен предлагал следующий вариант: Ходорковский отдает свои акции ЮКОСа с целью помочь выплатить задолженность по налогам. Путин дал понять, что Кремль хотел взыскать задолженность по налогам, и не более того, и не намеревался разрушать ЮКОС. Путин предложил Кретьену представить свои предложения в письменной форме, что ЮКОС сделал в течение нескольких часов после встречи. Но затем ответом Кремля была тишина, в сочетании с методичным усилением давления на ЮКОС. К концу июля власти стали угрожать продать основное подразделение ЮКОСа для покрытия задолженности по налогам. Примерно в то же самое время Кретьен позвонил Путину и посетовал на то, что он не получил ответа на свои предложения. Путин заверил Кретьена, что правительство направит Кретьену ответ. Но ответа из Кремля так и не было.

В августе Кретьен попросил Жака Ширака напомнить Путину о том, что ответ так и не получен, и российский президент сказал, что ответ поступит в скором времени. Об этом Кретьен писал в одном из писем. В то же время источник из окружения Ширака сообщил The Wall Street Journal, что нет записей разговоров Путина и Кретьена с Шираком по поводу ЮКОСа в августе 2004 года.

Но налоговые претензии продолжали нарастать. В письме Кретьена Путину от 17 ноября тон заметно изменился по сравнению с оптимистическими посланиями, которые Кретьен отправлял летом. Кретьен написал о том, что был "очень разочарован" отсутствием официального ответа, и предупредил, что "в последние несколько месяцев ситуация вокруг ЮКОСа развивается таким образом, что в глазах мировой общественности подрывается доверие".

Кретьен приезжал в Москву еще раз, в ноябре, надеясь встретиться с Путиным и вновь поднять этот вопрос. После того как Кретьен улетел из Москвы, так и не повидав российского президента, в декабре прошлого года бывший канадский лидер сделал свое первое публичное заявление по поводу ЮКОСа, назвав дело ЮКОСа "трагической эпопеей".

Путин же публично защищал сомнительную продажу главного производственного подразделения ЮКОСа в декабре прошлого года, назвав ее "нормальной".

"Путину приходится учитывать интересы той структуры власти, которая удерживает его на его посту", - говорит Сэм Слуцкий. Он выразил уверенность в том, что Путин в конечном счете согласится урегулировать "дело ЮКОСа", дабы избежать появления массы исков против российского правительства в судах западных стран.

The Guardian: российский нефтяной Барон в ожидании приговора

Бывшему главе нефтяного концерна ЮКОС Михаилу Ходорковскому в ближайшую среду, 27 апреля, может быть вынесен приговор. В преддверие этого события британская газета The Guardian публикует подборку мнений на тему: что говорит "дело ЮКОСа" о России? (перевод на сайте Inopressa.ru).

В чем обвиняют Михаила Ходорковского?

"Нефтяной олигарх обвиняется в том, что он мошенническим путем лишил правительство миллиардов долларов налогов. Некоторые на Западе воспринимают это дело как возвращение к "показательным судам" коммунистической эпохи, где подсудимый выступает в роли козла отпущения за все бесчинства капитализма по-русски. Однако многие простые россияне считают Ходорковского бандитом, действительно присвоившим государственное имущество, который вместе со своими друзьями обогатился за счет природных богатств страны. Вот она - русская загадка вкратце". (Фрэнк Кейн, Observer, 17 апреля)

Что произошло с ЮКОСом?

"В прошлом году ЮКОС обвинили в том, что он должен больше 10 млрд фунтов налогов. Этот шаг привел компанию на грань банкротства. В ходе аукциона, объявленного критиками незаконным, "Юганскнефтегаз" - главный актив компании - был продан группе, близкой к Кремлю, то есть фактически оказался под государственным контролем". (Марк Франкетти, Sunday Times, 30 января)

Какова роль Кремля в этой истории?

"Сторонники нефтяного магната обвиняют Кремль в том, что он разработал план этого юридического преследования, чтобы наказать Ходорковского за то, что он оказывал поддержку оппозиционным партиям и намекал на то, что может выставить свою кандидатуру на президентских выборах. В результате этой эпопеи президент Владимир Путин успешно восстановил контроль над олигархами, сверхбогатыми деловыми баронами, и обеспечил государству прочную стратегическую позицию в нефтяной индустрии. Однако это существенно поколебало уверенность в российской экономической обстановке и вызвало на Западе опасения, что Россия возвращается назад к авторитаризму". (Джереми Пейдж, Times, 12 апреля)

Как это повлияло на простых россиян?

"Действительно, совершилась большая несправедливость. Не по отношению к баронам-грабителям, которые обращались с Россией как со своей личной собственностью, а по отношению к миноритарным акционерам ЮКОСа, которые оказались в гуще суровой политической баталии, понять которую они не в состоянии. Олигархическая модель оказалась дорогой, ведущей к краху, дефолту и нищете за счет разграбления России и обнищания россиян". (Эрик Краус, St Petersburg Times, Россия, 18 января)

Как Ходорковский пришел к власти?

"В серии подстроенных аукционов в середине 1990-х горстка бизнесменов, пользующихся хорошими связями, приобрели бриллианты из короны российского государства - в их числе были нефтяные компании, сталепрокатные заводы и никелевые рудники - за мизерные доли от их реальной стоимости. Одним из самых удачливых игроков был Михаил Ходорковский. Он купил ЮКОС в 1995 году на аукционе, которым руководил его собственный банк "Менатеп", всего за 350 млн долларов. Всего за несколько лет цена компании подпрыгнула до 20 млрд долларов". (Фред Вейр, South China Morning Post, 17 апреля)

Справедливо ли к нему отнеслись?

"Право и обязанность правительства - восстановить свою власть над экономикой, ставшей жертвой гангстерского капитализма и повсеместной коррупции. Однако этот процесс может принести пользу только в случае, если он представляет собой торжество закона над бандитизмом. Это особенно важно для России, где торжество закона - большая редкость. Мы критикуем этот судебный процесс не обязательно потому, что считаем Ходорковского невиновным, но потому, что это несправедливый процесс, а справедливый процесс был бы чрезвычайно полезен для развития России. (Редакционная статья, New York Times, 19 апреля)

Становится ли Россия более авторитарной?

"Владимир Путин, точно так же, как и его предшественники эпох царизма и коммунизма, начал находить оппозицию отвратительной. Путин упразднил выборы региональных губернаторов, которых отныне он назначает из числа своих сторонников, льстецов и приспешников. Его спецслужбы подозреваются в том, что они организовали отравление Виктора Ющенко, который к вящему недовольству Путина в результате демократических выборов стал проевропейским, антироссийским президентом Украины". (Саймон Хеффер, Daily Mail, 25 февраля)

Может ли Россия изменить курс?

"У российских демократических партий должен быть хотя бы маленький шанс развиться и обрести силу к следующим президентским выборам. Однако, на удивление, мы практически ничего не слышим об этом от глав правительств крупнейших стран ЕС. Последовательная линия развития будет возможна, если мы придем к согласию по базовым принципам: свободные выборы, свободная пресса и соблюдение прав человека". (Тарас Чабан, Independent, 25 февраля)

Невзлин разоблачит коррумпированных помощников Путина, если Ходорковского признают виновным

Леонид Невзлин, совладелец Menatep Group и друг Михаила Ходорковского, пообещал предать гласности информацию, которая, по его словам, доказывает коррумпированность некоторых высокопоставленных кремлевских официальных лиц. Невзлин заявляет о том, что у него есть компромат на некоторых людей из ближайшего окружения Путина, пишет The Sunday Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Невзлин, находящийся в Израиле, пообещал обнародовать свои материалы в случае, если суд признает Михаила Ходорковского виновным. "Я хочу рассказать о людях, которые управляют страной и обкрадывают ее, - заявил Невзлин. - Я расскажу все: о коррупции в Кремле, о связях с бизнесом, о том, какие деньги получают кремлевские официальные лица и на каких яхтах они проводят свои отпуска".

The Sunday Times отмечает, что в день вынесения приговора Ходорковскому Путин будет находиться с визитом в Израиле.