Российские суды стали оправдывать обвиняемых все реже. В 2017 году было 1,6 тысячи оправданий, что в три раза меньше, чем в 2013 году. Кроме того, чаще стали судить по экономическим преступлениям.
В 2017 году оправдательные приговоры были вынесены всего по 0,2% дел, пишет 25 апреля РБК, проанализировавший статистические данные о состоянии судимости, размещенные на сайте судебного департамента Верховного суда. Статистика опубликована в середине апреля.
В 2013 году суд оправдал 4,5 тысячи человек. В 2017-м невиновными признали на тысячу человек меньше, чем в 2016-м. В 2016 году на один оправдательный приговор приходилось 280 обвинительных, в следующем году - 446.
Если брать число оправданных на тысячу человек, то в 2013 году таковых было 6,2, в 2014 году - 5,4, в 2015-м - 4,3, в 2016 - 3,6, в 2017 году - 2,2.
По мнению бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова, обвинительный уклон - "хроническая болезнь" судебной системы. "Система больше верит следствию, оперативным службам, ФСБ, сотрудники которой сопровождают дела до их судебного рассмотрения. Это обусловлено слабостью позиции адвокатуры, то есть адвоката в суде не слушают", - полагает он. Скуратов отметил, что зачастую содержание обвинительного заключения буквально переписывается в приговор, а более половины дел рассматривается в особом порядке, то есть без исследования доказательства. По мнению Скуратова, это "возврат к временам, когда признание являлось царицей доказательств".
Советник председателя Конституционного суда Тамара Морщакова рассказала о логике российской судебной системы: "Если дело до суда не дошло, то это показатель отрицательного качества следствия. А если суд, получив дело, не сумел вынести обвинительный приговор, который устоял бы [в апелляционной инстанции], то это значит, что суд плохо работает".
По мнению же управляющего партнера адвокатского бюро "Деловой фарватер" Романа Терехина, ничтожно малый процент оправдательных приговоров свидетельствует о том, что судьба обвиняемого в совершении преступления решается еще на этапе следствия.
Стоит отметить, что после подписания президентом РФ Владимиром Путиным закона о декриминализации побоев в семье число осужденных по этой статье снизилось в пять раз: с 19,8 тысячи человек в 2016 году до 2,9 тысячи в 2017-м. При этом через короткое время после вступления в силу закона мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщал, что число вызовов полиции на бытовые конфликты, связанные с семейным насилием, выросло в городе в 2,5 раза.
Процент оправдательных приговоров гораздо выше по делам, рассматриваемым с участием коллегии присяжных заседателей. Между тем руководитель налоговой практики "КСК групп" Роман Шишкин считает, что снижение количества оправдательных приговоров напрямую связано с повышением дисциплины в работе государственных органов и более детальным сбором доказательственной базы.
Вместе с тем из всех судебных дел только 77,9% завершилось обвинительным приговором, а 21,9 было прекращено в большинстве случаев из-за истекшего срока давности, смерти подсудимого, амнистии. 1,4% дел было прекращено по реабилитирующим основаниям, например в случае, когда суд установил отсутствие самого события преступления.
В России стали чаще судить по экономическим преступлениям
Что касается видов преступлений, в России стали чаще осуждать за преступления в сфере экономики. К ним относятся, в частности, легализация (отмывание) денежных средств, уклонение от уплаты налогов, незаконная банковская деятельность или преднамеренное банкротство.
Также больше обвинительных приговоров выносится за преступления против семьи и несовершеннолетних (неуплата алиментов или вовлечение ребенка в преступления), против основ конституционного строя и безопасности государства (возбуждение ненависти либо вражды, госизмена, шпионаж), а также в сфере компьютерной информации.
При этом снизилось число осужденных за убийства и побои, взяточничество, злоупотребление полномочиями, преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, вымогательство), а также в сфере экологии.
По мнению Германа Каневского, такие тенденции отражают усиление фискальной политики государства, налогового контроля, контроля в сфере компьютерной информации, интернета. "Если ты предприниматель, то ты находишься в первой группе риска и у тебя есть все шансы оказаться по обратную сторону свободы", - указал партнер АБ "Деловой фарватер" Павел Ивченков.