Правительство не поддержало законопроект думских единороссов о праве задержанного на один телефонный разговор с родными или близкими не позднее трех часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю, сообщает РБК. Отрицательный отзыв кабмина, как правило, тормозит прохождение проекта закона в нижней палате, пишет агентство.
Законопроект о внесении изменений в ст.96 Уголовно-процессуального кодекса внесла на рассмотрение Госдумы в апреле группа депутатов во главе с председателем комитета по законодательству единороссом Павлом Крашенинниковым. Как поясняли авторы инициативы, три часа - это максимально допустимый срок для составления протокола задержания, и законопроект позволяет создать одинаковые условия для задержанных правоохранительными органами.
При этом законом "О полиции" уже установлены такое право и трехчасовой срок уведомления о задержании подозреваемого, в то время как уголовно-процессуальным законодательством такое право прямо не предусмотрено, и срок установлен значительно больший - дознаватель или следователь обязан уведомить кого-либо из близких родственников или дать такую возможность самому задержанному не позднее 12 часов с момента задержания. Кроме того, УПК предусматривает уведомление только родственников, в то время как в законе "О полиции" такое ограничение отсутствует, и такое ограничение не имеет надлежащих конституционных оснований, посчитали парламентарии.
Однако, как следует из отзыва за подписью вице-премьера Сергея Приходько, этот законопроект не поясняет, что считать моментом доставления подозреваемого в органы дознания или следствия, и не уточняет срок, в который подозреваемый должен предстать перед дознавателем или следователем после своего задержания. Предлагая обязать следователя дать задержанному право на телефонный звонок, депутаты забывают о праве следствия сохранять в тайне факт задержания, кроме того, получив право на звонок, подозреваемый может раскрыть какие-то сведения о предварительном расследовании, например если разговор ведется на языке, которым дознаватель не владеет, говорится в документе.
Похожая инициатива сенаторов заглохла после критики кабмина
Похожую инициативу внесли в Госдуму в ноябре 2013 года сенаторы Андрей Клишас, Вадим Тюльпанов и Константин Добрынин, посчитав, что задержанному необходимо дать право уведомить родственников в течение двух часов с момента задержания, а разговор должен продолжаться не менее пяти минут. Кроме того, их поправки устанавливали, что протокол о задержании подозреваемого должен составляться обязательно в присутствии адвоката.
Тогда правительство поддержало этот законопроект в целом, но раскритиковало поправки, касающиеся телефонного звонка, высказав те же замечания, что и сейчас. В ноябре прошлого года думский комитет по законодательству рекомендовал принять проект сенаторов в первом чтении, аналогично решение принял Совет Госдумы 20 апреля этого года, однако в итоге он так и не дошел до рассмотрения депутатами.
Между тем в адвокатском сообществе указывают, что на практике уведомление родственников зависит от воли следователя, и это путь к злоупотреблениям, а инициатива депутатов могла бы обеспечить своевременную явку защитника задержанного, если тот сможет оперативно сообщить родственникам о своем задержании. При этом никаких санкций к следователю, если он не уведомил родных задержанного, не предусмотрено, указывают юристы.