Global Look Press

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) направила в Министерство юстиции поправки к закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", призванные помочь решить наболевшую проблему с нехваткой мест в переполненных СИЗО. Подборку статей на эту тему в российской прессе публикуют "Заголовки".

Проект документа предусматривает обязать суд при выборе меры пресечения учитывать наличие свободных мест в изоляторах. Для этого администрации СИЗО обязаны будут регулярно "информировать суды о возможности размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах с соблюдением санитарной площади", пишет газета "Коммерсант".

Генпрокуратура ранее заявляла, что норма площади 4 кв. м на человека не соблюдается в 59 следственных изоляторах 24 регионов страны. К концу 2015 года года представители ФСИН рапортовали, что количество переполненных СИЗО удалось сократить до 54. Особенно тяжелая ситуация в этом плане сложилась в Москве - в декабре 2015 года все столичные изоляторы были переполнены, причем семь из них - на 27%.

По данным ФСИН, сейчас в московских СИЗО содержится 11 279 человек при лимите 8 657 тысяч мест. "В среднем на одного заключенного приходится 3,1 кв. м", - констатируют в ведомстве. При этом москвичей в столичных СИЗО около трех тысяч, около пяти тысяч - жители других регионов РФ, остальные - иностранцы, отмечается в публикации.

"Это предложение ФСИН умерит пыл наших следователей и судей, обяжет их соизмерять свои намерения заключить под стражу с реальными возможностями, - заявил в комментарии "Независимой газете" правозащитник Валерий Борщев. - Нынешняя тенденция сводится к тому, что в СИЗО сажают людей за мелкие провинности, которым можно назначить альтернативную меру пресечения вроде подписки о невыезде или домашнего ареста".

По его словам, в настоящее время в СИЗО по тяжким статьям сидят не более 20% арестантов, а остальные - в основном за экономические махинации. "У меня был знакомый руководитель СИЗО, который жаловался, что к ним посадили человека за кражу 20 рублей, а на его содержание администрации приходилось тратить 50 рублей в сутки", - поведал собеседник издания.

Немаловажен и другой момент: за каждую жалобу российских заключенных в Европейский суд по правам человека на тесноту в камерах Россию штрафуют на 10-15 тысяч евро, отмечает издание.

По мнению основателя соцсети gulagu.net Владимира Осечкина, данная инициатива ФСИН полезна, но и ее будет недостаточно, "если не обязать начальников СИЗО не принимать заключенных сверх лимита наполнения". Так, в Екатеринбурге члены Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) при последней проверке зафиксировали по четыре человека на одно спальное место в камере, говорится в статье.

Инициатива ФСИН появилась в преддверии встречи представителей Верховного суда, президентского Совета по правам человека (СПЧ), уполномоченного по правам человека, а также самой ФСИН, Минюста и Федеральной палаты адвокатов (ФПА), где планируется обсудить вопрос, связанный с избранием меры пресечения и сокращением количества сидельцев. Для этого судам в очередной раз могут рекомендовать сократить количество случаев заключения под стражу и вообще относиться к людям помягче, пишет "НГ".

Путина год назад просили разобраться с этой проблемой

В феврале прошлого года секретарь Общественной палаты Александр Бречалов после встречи с генпрокурором Юрием Чайкой написал президенту Владимиру Путину о тревожной ситуации в российских следственных изоляторах и "катастрофических условиях содержания" людей в СИЗО, попросив главу государства обратить внимание на этот вопрос. При этой в ОП отмечали, что переполненность СИЗО обусловлена необоснованными массовыми задержаниями подозреваемых, которых могут содержать под стражей даже за недоказанные мелкие преступления.

Тогда ОП подготовила экспертное заключение к проекту "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс" и статью 49 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (о полномочиях прокурора при избрании меры пресечения)" и Бречалов попросил Путина "дать поручение соответствующим органам власти рассмотреть законопроект с целью его скорейшего принятия".

Члены ОП ратовали за то, чтобы вернуть прокурорам реальные полномочия на этапе принятия судом решения о мере пресечения. Как объяснял Бречалов в своем письме Путину, полномочия прокуроров на предварительном этапе следствия очень незначительны, а следователь практически всегда ходатайствует о заключении подозреваемого под стражу, и в 90% случаев суд его поддерживает. Законодательные нормы сегодня таковы, что большое количество людей, чья вина не доказана, все равно сидят в СИЗО, отмечали в ОП.

Члены палаты и до этого предлагали законодательно запретить ФСИН принимать заключенных свыше установленного лимита. На слушаниях в ОП 2 декабря 2014 года заместитель Бречалова Александр Музыкантский обращал внимание на то, что ЕСПЧ вынес более 80 решений по нарушениям, касающимся содержания заключенных в камерах. Члены палаты также заявляли, что зачастую решение о заключении под стражу принимается автоматически и формально: судья не учитывает все обстоятельства дела, а следствие обосновывает заключение наличием у обвиняемого загранпаспорта.

ФСИН со своей стороны главной причиной переполненности и плохих условий содержания людей в СИЗО называла практику заключения подозреваемых, обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести.