Прокурор потребовал приговорить к пожизненному заключению сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, сообщил РИА "Новости" гособвинитель по делу Камиль Кашаев. В свою очередь защита просила полностью оправдать подсудимого, заявляя о его невиновности, сообщает ИТАР-ТАСС. Другого фигуранта дела - Алексея Пешкуна, который проходит по делу как соучастник, - гособвинитель попросил приговорить к трем годам и двум месяцам лишения свободы.
Напомним, в Мосгорсуде в пятницу проходят прения сторон. Накануне 8 из 12 присяжных признали Пичугина виновным во всех инкриминируемых ему преступлениях - двойном убийстве супругов Гориных в Тамбове в 2002 году, а также в покушении на жизнь бывшего советника экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Ольги Костиной. Также присяжные признали Пичугина виновным в избиении бывшего главы компании "Роспром" Виктора Колесова. В вердикте присяжных было отмечено, что Пичугин не заслуживает снисхождения.
Алексей Пешкун также был признан присяжными виновным в содеянных преступлениях. Тем не менее, присяжные решили, что он заслуживает снисхождения.
Мосгорсуд огласит приговор по этому делу 30 марта.
Адвокаты Пичугина уже выступили с заявлением и сообщили, что намерены подать апелляцию. Судебный процесс над Пичугиным проводился тайно, так как обвинители заявили, что открытые слушания нанесут ущерб расследованиям других эпизодов, связанных с ЮКОСом.
Но, как пишет сегодня газета "Время новостей", Генпрокуратура уже вчера могла праздновать победу. Независимо от того, какая участь постигнет Ходорковского и Пешкуна, именно вчерашним вердиктом суда по репутации ЮКОСа и Ходорковского был нанесен самый мощный удар. Фактически власть, как и обещала - посредством "справедливого суда", наконец продемонстрировала "истинное лицо" ЮКОСа.
Адвокаты ЮКОСа решают, по какой линии продолжить защиту Пичугина. "Присяжным передали 18 вопросов, причем мнение адвокатов не учитывалось, - рассказал "Времени новостей" один из адвокатов Пичугина Михаил Жидков. - Например, первый вопрос: "Доказано ли, что в октябре 1998 года Пичугин и другие лица избили Колесова и скрылись с места преступления?". Другой вопрос: "Виновен ли Пичугин во взрыве, что произошел между 3 и 4-м этажом 20 ноября 1998 года у Костиной?". Мы заявили, что так ставить вопросы некорректно, и сформулировали другие вопросы - больше 20, и предложили судье. Она от всего отказалась. Свои предложения по процессу мы выдвинули в 15:17, а уже в 15:25 получили отказ. В удовлетворении жалоб адвокатов было полностью отказано. Судья привела только доводы обвинения. На мой взгляд, дело Пичугина было незаконно засекречено. Ни одного секретного документа за весь процесс мы не исследовали. А суд проходил с грубейшими нарушениями закона. Этот вопрос мы, возможно, поднимем в квалификационной коллегии судей".
Напомним, что ранее комиссия ПАСЕ приняла резолюцию по ЮКОСу, в которой заявила, что действия российского государства вышли за рамки обычного судебного преследования, так как их цель - "ослабить открытого политического оппонента, запугать других состоятельных граждан и вернуть контроль над стратегическими экономическими активами". "Дело ЮКОСа" привлекло особое внимание Совета Европы, потому что есть мнение, что в ходе расследования было допущено много нарушений Европейской конвенции о защите прав человека.
В частности в резолюции отмечалось, что, "несмотря на особые просьбы со стороны защитников, вовремя не были проведены освидетельствования г-на Пичугина на предмет применения к нему психотропных средств воздействия"
Признание Пичугина виновным ускорит вынесение обвинительных вердиктов в отношении других юкосовцев
Между тем, как ранее сообщал NEWsru.com, решение суда о виновности Алексея Пичугина ускорит вынесение обвинительных вердиктов в отношении других представителей поверженной компании. Это дело критики объявляют политическим преследованием.
Дело Пичугина оказалось в тени, потому что его затмил другой, более значительный процесс – суд над Михаилом Ходорковским и его деловым партнером Платоном Лебедевым, которых обвиняют в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Однако представители ЮКОСа заявляют, что именно целью ареста Пичугина было выстроить дело против Михаила Ходорковского и других акционеров. Это мнение поддерживается в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, где говорится, что на заключенного Пичугина может быть оказано давление с целью использовать это дело для выдвижения более серьезных обвинений против других бывших руководителей ЮКОСа.
"Это был политически мотивированный судебный процесс. Если бы судья был объективен, дело было бы прекращено в первый же день", - говорит пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Заявление адвокатов Алексея Пичугина для СМИ
Защита Алексея Пичугина считает нелогичным и противоречивым вердикт коллегии присяжных заседателей, признавшей нашего подзащитного виновным по всем эпизодам предъявленного ему обвинения. В материалах уголовного дела доказательства вины Алексея Пичугина отсутствуют. "Вина" Пичугина состоит лишь в том, что он является работником нефтяной компании ЮКОС, преследуемой российскими властями, и в том, что на предварительном следствии он отказался дать показания на руководство компании, которых от него добивались представители Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности.
Вердикт стал результатом закрытого процесса, в ходе которого неоднократно нарушались основные права Алексея Пичугина, предусмотренные российским законодательством и международным правом. Утверждения защиты о необоснованности и незаконности проведения судебных слушаний в закрытом режиме нашли свое объективное подтверждение в судебных заседаниях - за весь период слушаний не было исследовано ни одного секретного документа. Мы считаем, что признание Пичугина виновным стало следствием решений, скорее всего, принятых наиболее высокопоставленными государственными чиновниками Российской Федерации.
Мы в полной мере собираемся обжаловать сегодняшний обвинительный приговор в Верховном суде Российской. Кроме того, нами будет направлена дополнительная жалоба в Европейский суд по правам человека по нарушению права Алексея Пичугина на справедливое судебное разбирательство, которое закреплено в ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека м основных свобод. Наши жалобы, в частности, будут основываться на следующем:
1. Предварительное расследование по делу, включая использование психотропных средств для допроса обвиняемого, является грубым нарушением прав Алексея Пичугина, допущенное при попустительстве, если не по указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
2. Материалы уголовного дела Алексея Пичугина были необоснованно засекречены Генеральной прокуратурой РФ, а судебные слушания незаконно объявлены закрытыми с единственной целью - скрыть отсутствие доказательств вины Пичугина в материалах дела от общественности и СМИ. Несмотря на признание Парламентской ассамблеей Совета Европы закрытых слушаний по делу Пичугина серьезным нарушением принципа открытости и гласности судебного процесса, Московский городской суд не удовлетворил ни одного из ходатайств защиты Пичугина о проведении слушаний в открытом режиме.
3. В ходе судебных слушаний представители Генеральной прокуратуры РФ так и не представили доказательства причастности Алексею Пичугину к инкриминируемым ему преступлениям. За исключением показаний банды серийных убийц и насильников, выступавших на процессе свидетелями обвинения, обвинение не представило никаких доказательств вины Пичугина. При этом судья Олихвер, нарушая право Пичугина на защиту, запретила защите выяснять данные о личности этих так называемых свидетелей, что лишило присяжных заседателей возможности оценить их показания с точки зрения достоверности.
4. Систематические процессуальные нарушения, допускаемые судьей Натальей Олихвер на судебном процессе, свидетельствуют о ее пристрастности и заинтересованности в обвинительном вердикте в отношении Алексея Пичугина. Фактически судья Олихвер на протяжении всего процесса отстаивала интересы Генеральной прокуратуры РФ, требующей признать Пичугина виновным, препятствуя стороне зашиты представлять доказательства.
5. Во время судебных слушаний на защиту Пичугина оказывалось беспрецедентное давление как в самом процессе, так и за его пределами. В ответ на наши обращения о нарушении судьей Олихвер на нарушения Уголовно-процессуального кодекса РФ, она обещала удалить нас из процесса. Председатель Московского городского суда Ольга Егорова потребовала Министерство юстиции РФ лишить всех нас - защитников Алексея Пичугина - статуса адвоката. Все это делалось с единственной целью - лишить нас возможности защищать интересы и законные права Алексея Пичугина и его -- права на эффективную защиту.
Мы считаем, что процесс по делу Пичугина отражает характер производства по "делу Юкоса" в целом, демонстрируя политическое вмешательство и неспособность российских судов осуществлять справедливое и беспристрастное правосудие в соответствии с принципом господства права и международными нормами.
Наш опыт защиты Алексея Пичугина подтверждает озабоченность, высказанную старшим окружным судьей магистратского суда Боу-Стрит в Лондоне Тима Воркмана в отношении политической подоплеки судебного преследования сотрудников и руководителей Юкоса.
Защита будем добиваться полного оправдания Алексея Пичугина.
Адвокаты: Георгий Каганер, Ксения Костромина, Михаил Жидков, Дмитрий Курепин.