В исправительной колонии №6 Копейска (Челябинская область) в воскресенье продолжается противостояние зэков с властями, причем во ФСИН уверяют, что ситуация под контролем. На фоне этого местные жители подают заявления по фактам избиения сотрудниками ОМОН у ворот колонии. Заявлениям ФСИН в городе не верят: ползут слухи, что из колонии в морги вывозят трупы, а некоторым заключенным удалось бежать.
Между тем отчиталась прокуратура: проведенная проверка не выявила фактов избиения заключенных.
О реакции на конфликт у ворот колонии "Известиям" рассказала координатор проекта Gulagu.net Оксана Труфанова - пока она единственная, кого хотя бы раз допустили в колонию, и главный источник неофициальной информации о происходящем. По ее словам, против полицейских подано минимум пять заявлений. "Подала заявление с требованием привлечь полицейских по статье 286 УК "Превышение служебных полномочий". Кроме меня на тот момент заявления подали еще четыре человека с аналогичными заявлениями, хотя, на самом деле, пострадавших было больше. Я знаю, что одна девушка, убегая от ОМОНа, сломала себе ногу, также крепко досталось 14-летнему подростку".
Правозащитники утверждают, что к колонии не проехать: все дороги перекрыты, "никого не пускают и не выпускают, прорваться к колонии не представляется возможным", заявила координатор портала Gulagu.net Евгения Кочетова.
Вечером в воскресенье, как сообщила Труфанова "Русской службе новостей", на территорию колонии вошли бойцы ОМОНа в сопровождении нескольких женщин - родственниц заключенных.
Версии происходящего в Копейске различаются - как насчет "бунта" внутри колонии, который сами заключенные называют акцией протеста, так и по поводу происходившего у ворот, где ОМОН бросился разгонять собравшихся после указания "Бьем!". По утверждению Труфановой, "беспорядки никто не устраивал". "Было массовое избиение родственников заключенных бойцами ОМОНа, поэтому сейчас люди подают заявления в Следственный комитет о применении к ним насилия. Спецназ просто без разбора бил всех. Люди стояли молча, а они пошли на них стеной. Мне тоже досталось дубинкой сзади по голове", - заявила она.
Другую версию озвучил РИА "Новости" уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. По его словам, "внешняя среда была готова к акции протеста. Родственников, среди собравшихся возле колонии людей, было не так много. В основном это были люди от 27 до 40 лет, они кидали снежки в ОМОН - это я видел сам. Потом, как говорят очевидцы, в ход пошли бутылки, люди на автомобилях пытались прорваться сквозь ОМОН. То, что акция была спланирована - это факт", - заявил омбудсмен. По данным областного ГУ МВД, вечером в субботу были задержаны 26 человек.
По словам Труфановой, в городе в воскресенье обстановка нервозная: "Весь город погряз в слухах. О том, что якобы из колонии в морги привозят трупы, и о том, что якобы из колонии сбежали шесть заключенных".
За воротами
О том, что происходит внутри протестующей колонии в воскресенье, рассказал "Интерфаксу" руководительпресс-службы ГУ ФСИН России по региону Иван Мишанин. "Ситуация такая же, что и вчера. Порядка 250 заключенных проводят, как они сами называют, акцию протеста. Они находятся в коридоре, сменяя друг друга, кто-то уходит, другие остаются, иногда кто-то крикнет, кто-то свистнет. Требование у них одно - вывести из штрафного изолятора злостного нарушителя режима, что незаконно", - заявил собеседник агентства.
Мишанин подчеркнул, что никаких погромов нет, сотрудники колонии не применяют к бунтовщикам спецсредств. В свою очередь, арестанты также не совершают преступных действий. Обстановка в колонии относительно спокойная.
Омбудсмен Севастьянов добавляет: "Заключенные приходят в коридор, сменяя друг друга. Подходишь к ним, там человек 200, а разговаривают три, остальным уже и стоять неохота, а как уйти - вопрос, так же свои порядки, своя иерархия".
Он добавил, что по ряду претензий бунтовщиков, в частности, по вымогательствам и избиениям, надо проводить тщательные проверки.
В ГУ ФСИН отмечают: проводится служебная проверка, выявляются все обстоятельства произошедшего. Обстановка в учреждении контролируемая и управляемая.
Мишанин утверждает, что единственное - и незаконное - требование протестующих: освободить товарищей из штрафного изолятора. Его власти исполнять не намерены, подчеркнул он. Правозащитники указывают, что зэки выступают также против регулярных пыток и издевательств.