Заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак, курирующий ход судебной реформы, отвечал сегодня на вопросы радиостанции "Маяк". Как уже сообщалось, в среду президент направил в Государственную Думу несколько законопроектов по судебной реформе.
Дмитрий Козак еще раз заявил, что новый Уголовно-Процессуальный кодекс носит "поистине революционный характер. Но это и немудрено - ведь действующий кодекс был принят в 1961 году, и Конституционный суд уже вынес 19 постановлений о неконституционности некоторых его статей. В целом кодекс будет совершенно новым, и при его принятии старый вариант моментально прекратит действовать".
В новом законе одним из ключевых положений является вопрос о статусе судей. Первоочередные меры направлены на усиление независимости и защищенности судей. Конечно, основные вопросы здесь лежат в финансовой сфере. Как пояснил Дмитрий Козак, Федеральная целевая программа, которая сейчас рассматривается правительством, предусматривает увеличение финансирования судов и судей, которое сейчас осуществляется в недостойно минимальном количестве.
В частности, к 2006 году предусматривается увеличение судейской зарплаты в 4 раза, а так же предусматривается введение института помощников судей. К 2005 году средняя заработная плата судей будет доведена до 28 тысяч рублей. Для этого до 2006 года на развитие судебной системы в России будет выделено 42 миллиарда рублей.
Согласно проекту судебной реформы, среди прочего, право арестовывать подозреваемых будет передано от прокуратуры суду. У самих судей ограничивается неприкосновенность и вводится возрастной ценз в 65 лет. По предложению президента, обязательная судебная санкция на арест будет введена с 2004 года, а норма, по которой судья должен быть отстранен от дел, если против его ближайших родственников открыто следствие, вероятно, не попадет в проект реформы вообще. "Нам необходимо серьезно менять карательную политику" - убежден Дмитрий Козак - а также повышать профессионализм судей - по новому закону раз в три года каждый судья должен будет пройти переподготовку".
Козак пояснил, что реформа должна серьезно "разгрузить" суды общей юрисдикции и прокуратуру "от мелочей". "Прокуратура должна преследовать тех, кто совершил серьезные, государственные преступления, и в тоже время ее необходимо освободить от длительной, громоздкой, дорогостоящей процедуры расследования мелких, незначительных происшествий, не представляющих большой общественной опасности".
Помочь судам справится с огромным потоком дел сможет и институт мировых судей, который пока работает только в нескольких субъектах России, где он себя полностью оправдал. Мировые судьи занимаются, как известно, мелкими правонарушениями. Против реформ выступает Генеральный прокурор Владимир Устинов, заявивший, что те, кто разрабатывал кодекс, √ "профессора в очках с бородкой клинышком" - никогда не видели настоящих бандитов и вместо защиты потерпевших стремятся защитить подозреваемых.
Общая концепция нынешней судебной реформы был утверждена еще в начале 90-х годов, однако рабочая группа, которую возглавляет Дмитрий Козак, окончательно разработала ее положения около 4 месяцев назад. В группу входят около 40 специалистов, представляющих как саму правоохранительную систему, так и находящихся вне ее специалистов в данной сфере. Результатом "нешуточной дискуссии", как охарактеризовал ее Дмитрий Козак, которая развернулась между этими двумя лагерями разработчиков, стал доклад президенту, который ознакомился с ним и отправил в Государственную Думу.