Reuters

Международная правозащитная организация Transparency International выяснила, что индустриальный директор "Ростеха" Анатолий Сердюков, а также еще 10 топ-менеджеров российских госкорпораций и их "дочек" вопреки закону могли состоять в управляющих органах коммерческих компаний. Кроме того, в своем исследовании Transparency рассказала о нарушениях госкорпорациями норм антикоррупционного законодательства.

Как выяснили правозащитники, с 13 июня по 5 июля 2017 года Сердюков был единственным участником ООО "Инвестпроект". 26 июня Transparency отправила обращение в "Ростех", а затем, не получив ответа, подала заявление в Генеральную прокуратуру. Пока надзорное ведомство проводило проверку, Сердюков вышел из состава участников "Инвестпроекта".

Ответ Генеральной прокуратуры в Transparency получили только 17 ноября. Из документа следовало, что департамент безопасности "Ростеха" не установил факт участия Сердюкова в деятельности органов управления коммерческих организаций. "На данный момент принадлежавшие названным работникам акции и доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ отчуждены либо переданы в доверительное управление третьим лицам", - сообщили прокуроры.

При этом, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Анатолий Сердюков по-прежнему остается участником ООО "Ордынка 40". Сведения о передаче его доли в доверительное управление, как это предусмотрено законом, отсутствуют. В связи с этим правозащитники повторно направили обращение в Генпрокуратуру, но ответа пока не получили.

Правозащитная организация также выяснила, что конфликт интересов мог быть в деятельности еще 10 топ-менеджеров госкорпораций, в том числе у гендиректора "Роскосмоса" Игоря Комарова. Однако после обращений Transparency почти все сотрудники спешно покинули органы управления коммерческих компаний или передали их в доверительное управление.

Кроме того, в Transparency узнали, что из шести существующих госкорпораций две - "Ростех" и "Росатом" - в нарушение законодательства включают в свои годовые отчеты лишь некоторые сведения из бухгалтерской отчетности, но не саму отчетность. "Это говорит о недостаточной финансовой открытости указанных государственных корпораций. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями отчетности или размещении неполной отчетности, предусмотренной законодательством, отсутствует", - отметили правозащитники.

При этом достоверность сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. "В разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются", - говорится в исследовании.

Transparency также добавила, что только "Росатом" и "Роскосмос" активно используют федеральный закон N44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств.

Напомним, Сердюков занимал пост министра обороны РФ с 2007-го по 2012 год и был отправлен в отставку на фоне громкого скандала вокруг дела о миллиардных хищениях в "Оборонсервисе", главной фигуранткой которого стала его подруга Евгения Васильева, занимавшая должность главы департамента имущественных отношений военного ведомства.

В декабре 2013 года Сердюкову было предъявлено официальное обвинение в халатности по делу о незаконном благоустройстве за счет бюджета Минобороны базы отдыха "Житное". Своей вины он не признал. В 2014 году Сердюкова амнистировали, а уголовное дело против него закрыли.

В августе 2015 года стало известно, что Сердюков был назначен гендиректором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения (ОАО "ФИИЦ М"), входящего в "Ростех", а осенью он занял пост индустриального директора по авиационному комплексу "Ростеха".